С твердой уверенностью заявляю, что без перераспределения ресурсов в пользу инновационной экономики, в пользу экономики знаний Россия не может успешно продвигаться в этом направлении.
Потому что существует огромная асимметрия спроса на наши инновации и, соответственно, огромная асимметрия инвестиций. Без преувеличения, в мире в тысячу раз больше желающих вложиться в наше сырье, чем в наши знания. Так и будет, если не сделать специальные перераспределительные механизмы.
Второе, в чем абсолютно уверен, – это то, что прямая раздача денег по схеме Роснанотеха и аналогичным вариантам имеет эффективность не более 1 процента, то есть 99 процентов выделенных из бюджета средств будет доходить неизвестно до чего, но только не до настоящих инновационных точек.
С моей точки зрения, ничего, кроме массированных налоговых преференций не остается, чтобы разумно, синхронно с ростом рынка, эффективно перераспределять ресурсы в пользу экономики знаний. А это, в свою очередь, требует очень точного определения всех понятий, связанных с инновационной деятельностью – "инноватор", "малое инновационное предприятие", "саморегулирование инновационных организаций" и так далее.
Для этого нами сделан законопроект "Об инновационной деятельности", который жестко определяет рамки действия этого закона и сопутствующих ему изменений в Налоговый кодекс на территории страны. Наш законопроект и направлен на то, чтобы наши знания, трансформированные в отечественные товары, продаваемые куда угодно по всему миру, попадали под понятие инновационная деятельность. То есть это трансформация знаний в деньги, и не простых знаний, а должным образом формализованных и доведенных до уровня интеллектуальной собственности.
Вот так закон и выстроен, и я уверен, что другого варианта эффективно поднять инновационную деятельность на сегодняшний день в России нет. Давно назрела необходимость принимать этот базовый закон, без которого не будет налоговых льгот, а без этого не будет и никакого инновационного прорыва.
Еще один важный момент. Жесткая конструкция, обозначенная в законопроекте, позволяет правильно сформировать сообщество инноваторов. Мы понимаем, и Президент страны об этом говорит, что чрезвычайно важна складывающаяся атмосфера, что в этой сфере главное не чиновники, а сами инноваторы, их саморегулируемые структуры.
Изобретатель, который что-то патентует, – он точно инноватор. Человек, который взял изобретение, сделал технологию и продает товары (и это его основная деятельность), – он тоже инноватор. Дальнейшее расширения сферы применения закона ведет само сообщество в нужном направлении.
Закон позволяет прорасти всем, он не делает различия между отраслями. Другая сторона дела – для того чтобы инновации были не разовыми, чтобы это был процесс, надо иметь систему генерирования знаний. Это наука, наши российские научные школы. И вот здесь действительно можно вести вопрос о направлениях, где мы имеем шансы на успех, во что государство должно вкладываться, что финансировать. Уверен, что вложения в энергетику в расширенном смысле дадут свои плоды.
Вторая отрасль – аэрокосмос, в этом нам нельзя упускать второе место, которое мы делим с европейцами. Третья – математика, программирование. Хорошие перспективы и у биотехнологий.
Источник: Парламентская газета