10 сентября руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев принял участие в программе "Угол зрения" на телеканале "Эксперт ТВ". Депутат обсудил с ведущим передачи Александром Приваловым подготовку партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ к выборам в Мосгордуму, предвыборную программу, отношение к столичному градоначальнику и т.д. Предлагаем вашему вниманию расшифровку интервью.
– Добрый день.
– Скажите для начала, отчего это вы возглавили московский список. Вы, насколько я понимаю, питерец, ну, по происхождению, по началу карьеры. Вы сейчас федеральный политик. Так почему вы возглавляете список?
– Начнем с того, что я москвич. Я тридцать лет жил в Москве.
– А, так вы уже перекрасились? Вы не последнего призыва?
– Во-вторых, я депутат Государственной Думы именно от Москвы, также как и моя коллега Галина Хованская, которая идет на второй позиции в общегородском списке.
– Да, Галина Петровна ведь была и депутатом Московской городской Думы.
– Галина Петровна не раз была депутатом Московской городской Думы. В этом есть логика. Два года работая в Государственной Думе, мы работали с московским избирателем, вели прием граждан-москвичей, мы так или иначе в курсе московских проблем и хорошо понимаем, что большинство этих проблем невозможно решить без воздействия на федеральное законодательство.
– Это бесспорная правда.
– Поэтому мы с Галиной Петровной обеспечиваем как раз стыковку кандидатов в Мосгордуму, которые идут за нами по 17 округам – это в основном люди молодые, энергичные, которые только начинают политическую жизнь. Среди кандидатов есть несколько бывших депутатов Московской городской Думы, так что сплав молодости и опыта у нас присутствует. А мы с Галиной Петровной гарантируем взаимосвязь работы будущей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"...
– Вы прикрываете спину со стороны федеральной.
– ... в Мосгордуме и нашей фракцией в Государственной Думе.
– Замечательно. Я где-то читал, что Галина Петровна утверждает, что в случае успеха она поменяет мандат и пойдет туда. Вы так не собираетесь?
– Я всегда журналистам говорю, что о политике в сослагательном наклонении предпочитаю не говорить. Но во всяком случае нельзя исключать, что либо мы оба, либо кто-то из нас поменяет мандат депутата Госдумы на городской. Все будет зависеть от результатов выборов.
– Но ни она, ни вы по отдельному округу не баллотируетесь, только в списке?
– Галина Петровна в семнадцатом округе.
– Она и в округе, и в списке?
– Да, как одномандатник.
– Ну, это показывает некоторую особую серьезность намерений.
– Да. Мы посмотрели, мы же последними выдвигали свой список специально. Знаете, как на велотреке: встаешь на колесо...
– Сюрпляс, сюрпляс, конечно.
– ...И после того, как выдвинули Уласа и в списке, и в округе, после того как некоторые товарищи, например, спикер Мосгордумы Платонов – тоже и в списке, и в округе, мы решили, что и у нас есть такой резерв.
– Раз такие многоопытные люди делают так, давай и мы так сделаем. В этом, несомненно, есть резон. Но видите: сюрпляс – дело это такое рискованное, можно засидеться. Скажите пожалуйста, каких итогов для своей партии вы хотите, ожидаете? О чем, может быть, мечтаете? Уровень притязаний.
– Как принято делить на программу-минимум и программу-максимум...
– Да, например, в таком формате.
– ...Поскольку СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – партия молодая, нам еще три года не исполнилось, и мы штурмовать бастионы Московской городской Думы будем впервые, для нас, конечно, программа-минимум – это обеспечить присутствие СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Мосгордуме, то есть преодолеть 7-процентный барьер.
– Или выиграть один из округов. Или это уже не спасает?
– Ну, это дополнительно. В любом случае, парламентская партия должна уже на любых региональных выборах преодолевать барьер.
– Это было бы логично.
– К этому надо стремиться. У нас сегодня, к слову сказать, в 67 субъектах Российской Федерации СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже присутствует в региональных органах законодательной власти.
– Ну что же, это действительно достижение, хотя Москва – это весьма специфический субъект.
– Если же говорить о мечтах (мы реалисты, но реалисты-мечтатели), то нам бы хотелось, чтобы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Московской городской Думе была настолько сильна, чтобы без ее влияния, без ее решений ни одно кардинальное решение в области московской жизни не могло бы пройти.
– Я даже не буду говорить, как вот на сторонний взгляд для не вовлеченных в вашу партийную дискуссию выглядит ваша программа-максимум, вы это сами прекрасно знаете. Ну, в общем, понятно – как минимум пройти, а там уж как Бог даст. Скажите, пожалуйста, а есть ли какие-нибудь оценки того, в какой степени именно московский избиратель готов вашу партию поддержать?
– Я могу сослаться на уважаемые социологические центры, на июльское исследование Левада-центра, который тогда дал нам 9% рейтинга.
– Ну это все-таки очень издалека.
– Это было в двадцатых числах июля, еще до начала кампании. Поживем-увидим.
– Как вы будете вести кампанию? На что будете напирать? Какие будут ваши ключевые, корневые лозунги?
– Надо сказать, что к лозунгам в отношении завоевания умов и сердец москвичей я отношусь достаточно скептически...
– Ну москвичи – народ тертый, да.
– ... одними лозунгами их не возьмешь.
– Ну и слоганы тоже нужны.
– Есть некоторые, ну, можно сказать месседжи, если говорить наукообразным языком, или, может, эпиграфы. Мы выходим на эти выборы с программой, которая была принята на московской городской конференции. Программа эта, с одной стороны, отталкивалась от программы партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которая только 25 июня на IV съезде партии была принята. Это объемный документ, который мы в течение года обсуждали по всей стране, очень широко, очень плотно. А с другой стороны, это московская выжимка из нашей федеральной программы основывалась на многочисленных письмах москвичей, на общении с москвичами – то есть учитывала и конкретику московской проблематики. Это основной документ. Но, как всегда водится, агитационные материалы будут какими-то дайджестами из этой программы. Это будут буклеты, листовки, газеты...
– Мы с вами помним и понимаем, что общепартийную программу читали, условно говоря, полтора человека, московскую выжимку – два с половиной человека. А вы же хотите поддержки достаточно широкой. Даже 9% это чертова прорва народа, это очень много. Они не будут читать.
– Это реальная проблема, которая поставлена перед всеми участниками выборов накануне той процедуры, которая предваряла решение о выборах. Как известно, с начала года была такая информация, что будут полномочия Московской городской Думы продлеваться, в законодательстве есть такая лазейка, и они пройдут в единый день голосования весенний. Но, может быть, это такой специальный технологический прием, может быть, сказалась динамика мирового финансового кризиса, который уже стал не только мировым, но и нашим, отечественным, и опять же уже во втором чтении дата была изменена и летом мы узнали, что выборы состоятся в октябре. Семи с половиной миллионный избиратель города Москвы, который уже, по сути, находился в отпусках, на дачах, конечно, не может быть охвачен сугубо московскими средствами массовой информации, городскими и районными газетами.
– В отличие от любого другого города, в Москве городские средства массовой информации не очень заметны на фоне федеральных.
– Да. Информационное поле москвича – это федеральное информационное поле. Это отчасти обусловило решение, чтобы в составе списка кандидатов в Мосгрдуму присутствовали депутаты Госдумы, политики федерального уровня.
– Как более узнаваемые.
– Они более узнаваемые.
– Но это совершенно не исключает того, о чем я сказал как о лозунгах, вы – как о мессаджах: с чем идете? На что будете ловить вашего избирателя? Уже ловите.
– Главная мысль, которую мы хотим провести – назрели большие перемены в организации московской жизни. Мы считаем неприличным, когда в столице нашей родины, огромном мегаполисе, представительная демократия осуществляется 35 депутатами на 10-ти с лишним миллионный город. Прецедента такого нет не только среди мировых столиц, не только среди крупных политических центров, но даже в субъектах Российской Федерации вы такой пропорции нигде не увидите.
– Ну естественно.
– Поэтому мы считаем, что нужно бороться за то, чтобы представительство москвичей в органах законодательной власти соответствовало современным представлениям. Мы готовим сейчас и будем бороться на федеральном уровне за принятие федерального закона о местном самоуправлении в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, где оно сведено до нуля, на наш взгляд. Потому что бороться с глобальными проблемами, которые на нас обрушиваются, не пробудив инициативу и ответственность граждан – на наш взгляд, этот путь исчерпан для нашего государства. В понедельник в Ярославле пройдет международный форум, посвященный взаимоотношениям государства и граждан, мы ожидаем выступления Дмитрия Анатольевича Медведева на эту тему. При общении с Президентом мы уже получили поддержку и в этом смысле надеемся, что наша законотворческая работа не пропадет...
– Но это законотворческая работа скорее федерального уровня, чем московского.
– Тут нужно очень тщательно проработать московскую проблематику, потому что речь пойдет о перетряске всей системы управления города Москвы. Вы знаете эту систему – префектуры, управы. Муниципальные депутаты практически лишены всяких полномочий и всяких возможностей.
– У них карман пустой, поэтому и ничего не могут.
– Нужно, наверное, будет думать о новом территориальном делении.
– А это уже внутримосковский вопрос.
– Конечно. Об уровне функций взаимодействия между различными уровнями власти...
– У вас есть уже конкретные предложения? Вы готовы предложить какой-то документ на рассмотрение московских законодателей?
– Я боюсь сглазить, удастся ли нам внести этот законопроект до 11 октября, но мы будем стараться.
– Нет, ну удастся ли внести – это отдельная песня. То есть он готов? Существует некий продуманный комплексный тест по этому поводу, который можно обсуждать?
– Вы знаете – любой текст до того, как молотком не стукнут "продано", он все время в процессе.
– Так это хорошо, это не минус, а плюс!
– Да. У нас сейчас начинаются встречи с избирателями. Только что была имитация общественных слушаний по поводу Генплана, поэтому у людей накипело. Мы получаем вал предложений, замечаний. Конечно, это тоже все будем пытаться учесть.
– Николай Владимирович, Вас как возглавляющего список кандидатов в депутаты устраивает уровень контроля, который сегодняшняя Мосгордума имеет над исполнительной властью города Москвы?
– Пока еще это впечатление стороннего наблюдателя.
– Вы же должны понимать, куда вы идете.
– Я как житель города Москвы рассуждаю. У меня почему-то складывается впечатления, что Московская городская Дума в основном оформляет те решения, которые формируются в недрах исполнительного органа власти – мэрии Москвы. Каких-то прецедентов, когда Московская городская Дума выкатывала исполнительной власти требования московских граждан, сформулированные в виде их волеизъявления, оформленного органом представительной власти, что-то на ум не приходит.
– И вы полагаете, что основной причиной таково, видимо, неправильного положения является малосоставность городской Думы?
– И монопольное представительство в Мосгордуме, также как и в Государственной Думе на сегодняшней день, представителей одной партии.
– То есть вы видите свою судьбоносную роль в том, чтобы это пошевилить?
– Да. Мы видим свою роль в развитии многопартийности в нашей стране. Я уже сказал, что в ряде регионов наши фракции уже по крайней мере не дают спокойно спать сильным мира сего, скажем так. Надеемся, что такая же фракция появится и в Мосгордуме.
– Вы не первый человек, который в этой нашей серии разговоров с людьми, идущими в Мосгордуму на этих осенних выборах – не считая представителей "Единой России", все остальные в более или менее агрессивных выражениях выражали неудовольствие по поводу того, как шла регистрация, как готовится кампания, какие административные ресурсы применяются, затрудняя им ход к избирателю, и так далее. У меня вопрос и к вам: а почему все эти ропоты так разрознены? Почему вы не выступаете единым фронтом с вашими коллегами? Да, они ваши политические конкуренты, но в этом-то вопросе вы должны быть едины. Почему нет?
– Вы знаете, мне трудно сказать. Мы ведь "на новенького" на политическом поле. Когда я попадаю в какие-то форматы дебатные, где есть представители, по крайней мере, парламентских партий, все нападают на СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ. Потому что мы как гриб, который всем мешает. И в этом плане нам никто не предлагает объединять усилия. Мы сжав зубы идем сами по себе. Нас зажимают, нас преследуют, нас не регистрируют. Я могу привести свое определение административного ресурса – я пару раз сформулировал это, а на моем сайте Levichev.info оно как эпиграф весит. Административный ресурс – это предоставление возможности подчиненному или зависимому от тебя человеку нарушить закон. И я говорю так: господа хорошие, ведь кто нарушает закон? Тысячи и тысячи членов избирательных комиссий, граждане Российской Федерации, которым говорят: подпиши пустой лист протокола избирательной комиссии, а мы потом впишем туда что надо. Или еще целый ряд процедур. До тех пор, пока гражданское самосознание и политическая культура наших граждан будут позволять идти на эти процедуры, очень сложно бороться.
– Николай Владимирович, если вот так ставить вопрос, так никогда вы не получите возможность бороться. Потому что существует в Уголовном Кодексе кара за фальсификацию выборов. И пока обиженные оппозиционные партии судятся за то, чтобы изменить результаты выборов, они получают кукиш, и так будет всегда. Надо, чтобы сажали конкретного мальчика.
– Ни одного прецедента нет. Я могу вам сказать: у нас есть портфолио. Когда я получаю от правоохранительных органов такое разъяснение: в судебных слушаниях было подтверждено, что такие-то члены или председатели избирательных комиссий совершили такие-то неправомерные действия, но поскольку они имеют на воспитании маленьких детей, положительно характеризуются по месту работы, и в их деяниях не было умысла (а по закону обязательно должен быть умысел), то уголовного преследования не наступает.
– То есть человек подписал пустой бланк без умысла, находясь в бессознательном состоянии.
– Да, да, да. У меня хранятся вот такие дела. Во всяком случае, у нашей партии, за это короткое время, уже есть прецеденты, когда постфактум уже снимали и прокуроров субъекта РФ, и председателей избирательных комиссий. Мы кусаемся.
– Дай вам Бог, потому что это дело точно...
– На этих выборах в Мосгордуму наши представители, что называются, закроют все избирательные участки. На всех участках будут наши наблюдатели, члены комиссий с правом совещательного голоса, поэтому фокусы будут затруднены.
– Ну хорошо. Как вы полагаете, вашу партию интересует вопрос явки?
– Конечно.
– Вам нужно большую явку или меньшую явку?
– Уже даже статистические данные показывают, что повышение явки играет на нас.
– То есть вы тоже относитесь к числу людей, которые считают, что чем ниже явка, тем лучше ведущей партии.
– Конечно. Да. Там еще наступают перекосы в представительстве социально-возрастном при снижении явки. Она же не пропорциональна. Поэтому нюансы есть. Но в принципе, к сожалению, я знаю очень много людей, которые работают на телевидении, журналисты, которые даже бравируют тем, что "я на выборы не хожу". Тогда и не жалуйтесь, господа.
– Ну, право жаловаться тоже нельзя отнять, это конституционное право. Скажите, пожалуйста, в ваших выступлениях в этой кампании, в ходе встреч с избирателями как вы будете отзываться о московском правительстве и конкретно о его руководителе?
– Я сразу должен сказать, что все-таки это выборы не мэра города Москвы, а выборы законодательного органа. Поэтому, скажем, я считаю оправданным присутствие в списке депутатов Государственной Думы, потому что мы все-таки занимаемся законотворческой работой, которая в том числе затрагивает интересы городского уровня и жителей столицы. Но мне кажется, что и по стране, и в конкретном случае, когда эти списки кандидатов в законодательные органы возглавляют руководители исполнительной власти региона – вот здесь, конечно, имеет место момент лицемерия. Потому что ни Юрий Михайлович, ни Людмила Ивановна Швецова, при моем глубоком личном уважении к ней, наверное, не собираются менять свою сферу деятельности таким кардинальным образом.
– Да вряд ли.
– Поэтому я вижу в этом политическую некорректность.
– Понимаю. Весьма логично, на мой взгляд. Но об их основной, титульной деятельности вам же придется как-то отзываться? Как вы это будете делать, в каких тонах, какие оценки им поставите?
– Мы будем конкретно оценивать деятельность по тем проблемным полям, которые больше всего затрагивают москвичей. Я, как и все москвичи, утром не могу добраться на работу гарантированным образом, я, например, обязательно сочетаю личный автотранспорт с поездкой в метро, и там есть свои неудобства, свои плюсы и свои минусы. У меня, например, не получается делать ставку на какой-то один вид транспорта. Мы, конечно, возмущены тем, что в историческом центре Москвы продолжается застройка, мягко говоря, убивающая душу города Москвы. Эта тема не может остаться вне поля нашего внимания. Все, что касается тарифов, все, что касается взаимодействия уровня власти, который обеспечивает бытовую жизнь москвичей, бесправие московских граждан – все это, естественно, будет подвергнуто не просто критике деструктивной, как принято говорить. У нас по всем этим позициям есть конструктивные предложения, что нужно сделать для того, чтобы эти отношения оптимизировать.
– Хорошо. Скажите, пожалуйста, вот я не могу похвастаться доскональным знакомством с вашими программными документами, но я их просматривал, как и у других партий. Я нахожу довольно много пересечений ваших предложений с предложениями, например, КПРФ. Собираетесь ли вы сотрудничать в случае, если вы и они пройдут в Мосгордуму на городском уровне?
– Политика – это искусство возможного. И в Государственной Думе, и в ряде субъектов Российской Федерации так или иначе у нас довольно часто совпадает позиция с позицией фракции КПРФ, особенно в области социальной политики, социальной защиты наших граждан. Поэтому, конечно, будем стараться. Особенно в условиях доминирования одной партии, когда даже совокупность оппозиционных сил не дотягивает до так называемого блокирующего пакета, без такого взаимодействия, конечно, не обойтись.
– Мне говорили о том, что в Мосгордуме традиционно по сравнению с Государственной Думой несколько больше возможностей отдельных депутатов, микрофракций, по конкретике, законопроектам. Да, его невозможно, как и в Госдуме, вывести и провести свой законопроект, но поправить идущие сверху у них больше возможностей. Так ли это, по вашему наблюдению?
– Я здесь не берусь высказать экспертное мнение, потому что нужно иметь какую-то статистически значимую информацию.
– Только изнутри вы готовы будете об этом судить?
– Да. Но опыт работы в Государственной Думе показывает, что все-таки если демонстрировать активность и публичность своей позиции, то так или иначе мы поддавливаем. У нас, например, фракция в Государственной Думы самая активная, на каждого депутата приходится по четыре внесенных законопроекта. Это больше, чем у всех остальных фракций.
– Ну, внесенных – это называется "не догоню, хоть согреюсь".
– Но 25 законопроектов мы провели.
– В этом отношении сложно спорить с нашим сегодняшним гостем. Если не проявлять активность, точно ничего особенного изменить нельзя, и неособенного тоже. Спасибо.