ЗАПРОС
о проверке конституционности
положений подпункта "б" пункта 2 статьи 1 и подпункта "а"
пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", второго абзаца пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" и второго абзаца пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
В Конституционный Суд Российской Федерации
190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1
Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) на основании пункта "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, подпункта "а" пункта 1 части второй статьи 22, статей 36, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации положений подпункта "б" пункта 2 статьи 1 и подпункта "а" пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) 14 января 2009 года, одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26) 28 января 2009 года, подписанного Президентом Российской Федерации (103986, г. Москва, Кремль) 10 февраля 2009 года, опубликованного в "Российской газете" от 13 февраля 2009 года, № 25; второго абзаца пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", принятого Верховным Советом Российской Федерации и подписанного Президентом Российской Федерации 10 июля 1996 года, опубликованного в "Российской газете" от 31 июля 1992 года, № 172, в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 12 июля 1995 года, одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 января 1996 года, подписанного Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года и опубликованного в "Российской газете" от 23 января 1996 года, № 13; второго абзаца пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 1996 года, одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 7 августа 2009 года, подписанного Президентом Российской Федерации 22 августа 1996 года и опубликованного в "Российской газете" от 29 августа 1996 года, № 164.
Основанием для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные положения названных законов в части ограничения возможности граждан, получивших среднее (полное) общее образование в период до 1 января 2009 года, на реализацию своего конституционного права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования, права на труд, а также права на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.
Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обусловлена тем, что, по мнению группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, указанные положения названных законов не подлежат действию из-за их неконституционности.
Позиция заявителя по вопросу о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых положений указанных законов сводится к следующему.
Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" внесены радикальные изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части правового регулирования порядка приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, вступившие в силу 24 февраля 2009 года.
1. Пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено:
"Прием в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования."
Аналогичная норма, применительно к поступающим в высшие учебные заведения, содержится в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании":
"Прием в высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование, на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования..."
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждения и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Группа депутатов считает, что этот конкурс должен оценивать знания, навыки и способности абитуриентов, необходимые для дальнейшего обучения по выбранной специальности. С этим согласен и законодатель, установивший:
Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности (пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
С 2009 года сдача единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) стала обязательным испытанием для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. При этом лица, получившие среднее образование до 1 января 2009 года, окажутся в худшем положении по сравнению с более молодыми абитуриентами, потому что будут не готовы сдавать экзамен в новой, совершенно непривычной для себя форме. А некоторые выпускники прошлых лет так и не приноровятся к новой форме экзамена, и высшее, и среднее профессиональное образование для них будет навсегда закрыто.
По мнению группы депутатов, навыки и способности по сдаче ЕГЭ не относятся к навыкам и способностям, необходимым для дальнейшего обучения по выбранной специальности. А с учетом того, что в настоящее время тренировке школьников по сдаче ЕГЭ отводится значительное время, "старые" выпускники окажутся в существенно менее конкурентоспособном положении по сравнению с "молодыми" выпускниками. Произведенная указанной нормой дискриминация граждан по возрасту запрещена частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
2. Пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено:
"Результаты единого государственного экзамена, признаваемые как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, не могут быть ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, минимального количества баллов по результатам единого государственного экзамена по таким общеобразовательным предметам, подтверждающим освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта."
До вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" граждане могли свободно реализовывать свое право на получение среднего и высшего профессионального образования без каких-либо дополнительных требований к ним, за исключением успешного освоения ими основных образовательных программ среднего (полного) общего образования. Требование конкурсного отбора и соответственно прохождения вступительных испытаний касалось только граждан, желающих получить высшее профессиональное образование в государственных или муниципальных вузах бесплатно.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" без каких-либо оснований, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловил реализацию указанного права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования прохождением вступительных испытаний в форме ЕГЭ и ввел ограничение на реализацию этого права: получение по результатам ЕГЭ не ниже устанавливаемого федеральным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, количества баллов.
Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 43) ограничивает необходимостью прохождения конкурсного испытания лишь возможность БЕСПЛАТНОГО получения ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в ГОСУДАРСТВЕННОМ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. Оспариваемые нормы устанавливают новое ограничение права на получение НЕ ТОЛЬКО ВЫСШЕГО, НО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в любом образовательном учреждении, ИМЕЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ: необходимость сдачи ЕГЭ и получение по его результатам определенного количества баллов.
Группа депутатов полагает, что тем самым нарушена часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Поскольку занятие целого ряда должностей ограничено наличием у гражданина диплома государственного образца, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении, указанные нормы ограничивают не только право на образование, но и право на труд, установленное статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
3. Негосударственные высшие и средние учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, до 2009 года имели право принимать абитуриентов без вступительных экзаменов.
Частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации установлено:
"Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности."
Ограничения этого права возможны только в мере, установленной частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
По мнению группы депутатов, государство вправе (и обязано) контролировать уровень подготовки выпускников негосударственных высших и средних учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, вправе (и обязано) пресекать злоупотребления. Однако государство не вправе устанавливать ограничения на уровень знаний и навыков поступающих в негосударственные учебные заведения абитуриентов, при условии что образовательное учреждение способно подготовить этих лиц до уровня, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, либо эти лица способны самостоятельно подготовиться и сдать государственные экзамены экстерном.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и подпункта "а" пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации" группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить содержание норм подпункта "б" пункта 2 статьи 1 и подпункта "а" пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", второго абзаца пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", второго абзаца пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" на соответствие части 2 статьи 19, части 1 статьи 34, частям 1 и 3 статьи 37, частям 1, 2 и 3 статьи 43, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь частью 3 статьи 42 Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации", просим Конституционный Суд Российской Федерации предпринять действия, направленные на приостановление действия оспариваемых положений указанных законов до завершения рассмотрения дела Конституционном Судом Российской Федерации.
Группа депутатов уполномочивает депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шудегова Виктора Евграфовича (103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1, тел. (495) 692 13 83) представлять их интересы в Конституционном Суде Российской Федерации, совершать от их имени все процессуальные действия, связанные с рассмотрением настоящего запроса, а также назначать иных представителей, выдавать им доверенности и определять объем полномочий в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации" к настоящему запросу прилагаются:
Подписные листы с подписями депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обратившихся с настоящим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов";
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
доверенность на представление интересов группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации;
документ об уплате государственной пошлины;
копии настоящего запроса и прилагаемых документов в количестве 30 экземпляров.
1 июня 2009 года
Москва, Государственная Дума, ул. Охотный ряд, дом 1