Николай Левичев: Нельзя, чтобы государство сбросило культуру как "непрофильный актив"
см. также ↓Как экономический кризис повлияет на сферу культуры? Готово ли государство поддержать ее? С этих вопросов началась наша беседа с Николаем ЛЕВИЧЕВЫМ.
Нас очень беспокоят судьбы отечественной культуры и искусства. С момента создания партии "Справедливая Россия" мы активно взаимодействуем с творческой интеллигенцией, стремясь, чтобы ее голос был услышан обществом и властью. Сейчас статьи бюджетов, выделяемые на нужды культуры, урезаются. Однако будем справедливы, государство и в нынешних условиях продолжает поддерживать искусство платит стипендии молодым художникам, выделяет гранты, хотя, конечно, всегда хочется большего.
Мне кажется, что общество стало меньше уважать культуру, в том числе из-за попыток целого ряда ее представителей выдавать за искусство сомнительные эксперименты. Есть ли четкие эстетические и нравственные критерии для определения искусства и неискусства, с тем чтобы первое поощрять, а второе предоставить своей судьбе?
В современном искусстве преднамеренный скандал форма пропаганды. Однако есть определенные табу: оскорбление нравственных основ общества, религиозных чувств, демонстрация порнографии, жестокости, насилия. Предназначение искусства вызывать высокие чувства. Если оно подменяется эпатажем, провокацией с целью возбуждать низменные страсти и эмоции это не искусство. Вот где проходит совершенно четкая граница. Я бы не драматизировал положение, к чему мы все стали склонны в последнее время. Так, распространение Интернета породило разговоры о трагической ситуации с русским языком, например.
А разве это не так?
Нет, наш великий и могучий переживал разные времена. Уверен, что он переживет и так называемый "информационный век", и "эпоху Интернета". Волна агрессивного англоязычного влияния и "новояз блогеров" разобьются о гигантскую глыбу русского языка, способную безболезненно переварить все эти наносные преходящие влияния, что не раз и случалось в истории.
Как вы относитесь к призывам общественности ввести государственную цензуру в сфере искусства, прежде всего в кино и на телевидении?
Возрождать государственную цензуру в традиционном смысле нецелесообразно это было бы шагом назад в развитии демократического общества, к тому же статья 29 Конституции РФ цензуру запрещает. Однако наша партия выступает за разработку действенных общественных и государственных механизмов для обуздания разгула и пропаганды насилия в СМИ, и прежде всего на телевидении, поскольку информационная агрессия вызывает активное возмущение россиян. Есть предложение создать на ТВ общественный совет в составе уважаемых в России людей, которые бы могли высказывать компетентные оценки относительно содержания телевизионных программ.
Должно ли государство проводить свою идеологию посредством культуры?
Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие, однако государство в любых ситуациях призвано сеять разумное, доброе, вечное и выстраивать систему гуманистических ценностей, проводя четкую границу между добром и злом. Это можно сделать только средствами культуры и искусства. Мы в долгу перед нашей культурой. Поэтому партия и фракция "Справедливая Россия" делают все возможное, чтобы в непростое время кризиса наше государство и отечественный бизнес не сбросили с плеч культуру как "непрофильный актив".
Что надо предпринять для того, чтобы это не произошло?
Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию к четырем базовым принципам Концепции развития России до 2020 года Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации добавил еще Интеллект. Наша партия считает, что шестой составляющей должно быть и Искусство. Для возвращения культуры в широком понятии в ряд национальных приоритетов необходим протекционизм государства в этой сфере. Хорошо бы обсудить данную проблему на одном из "круглых столов" XIII Петербургского международного экономического форума, с тем чтобы консолидировать усилия государства и социально ответственного бизнеса для ее решения.
Какие законодательные инициативы нужны для поддержки отечественной культуры?
Российское законодательство о культуре, сложившееся в основном до 1992 года, уже не отвечает изменившимся реалиям. Поэтому мы предлагаем радикально обновить правовую базу. В частности, законодательно зафиксировать обязательные минимальные нормативы финансирования сферы культуры для федерального бюджета и освободить ее от налогообложения. Разработать проекты федеральных законов о культуре, о поддержке творческих работников и творческих союзов, о правовом статусе творческих мастерских. Увеличить число учебных часов на преподавание русской литературы и русского языка в средних школах, обеспечить право бесплатного доступа школьников в государственные музеи. Особого внимания требует художественное образование, ныне переживающее кризис. За последние годы мы потеряли около 200 музыкальных и художественных школ. Прежде существовала целая система поддержки талантливой молодежи из регионов. Теперь же "иногородние" студенты в московских творческих вузах в основном жители ближнего Подмосковья. Необходимо отменить ЕГЭ для школьников, поступающих в художественные вузы, так как невозможность его сдать закрывает талантливой молодежи путь к высшему образованию и профессии.
Назрела необходимость ввести жесткое законодательное регулирование телевидения и радиовещания. Телевизионные каналы и радиочастоты такой же природный ресурс, как лес, вода и недра. Для России с ее необъятными просторами важность электронных СМИ грандиозна, ведь свыше 4/5 жителей небольших городов и 9 из 10 селян только благодаря им могут приобщаться к художественной культуре и искусству. Необходим общественный контроль за содержанием теле и радиопрограмм, жесткое квотирование эфирного времени для демонстрации мировой и отечественной классики, детских, развивающих и образовательных программ, потесненных с экрана откровенной пошлостью, китчем и демонстрацией сцен насилия. Следует возобновить контроль за уровнем языковой грамотности на радио и телевидении.
Несовершенно законодательство, регулирующее сферы книгоиздания и комплектования библиотек книгами высокого художественного уровня. Радикального изменения в части творческих заказов требует ФЗ № 94 "О размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд", так как процедуры конкурсов и тендеров малоприменимы к уникальным творческим продуктам. Печальные последствия принесло отечественной культуре введение в действие и ФЗ № 131 "О разграничении полномочий...". Его надо откорректировать. На повестке дня создание норм федерального законодательства по сохранению уникального архитектурно-исторического наследия наших городов. Активное разрушение исторически сложившихся ансамблей Санкт-Петербурга и Ярославля уже стало предметом особой озабоченности ЮНЕСКО. Пора бы и нашим законодателям серьезно рассмотреть этот острый вопрос.
Беседу вела Людмила КОНДРАШОВА, журналист.
Источник: Российская Федерация сегодня