Николай Левичев представил позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по итогам работы Правительства РФ
см. также ↓6 апреля Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год (стенограмму выступления см. здесь). После слово было предоставлено представителям депутатских объединений. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по итогам работы Правительства представил руководитель фракции Николай Левичев:
"Сегодняшний кризис раскалывает земной шар. Из-за кризиса глобальной финансовой рыночной системы ради выгоды, которую получат немногие, принесены в жертву долгосрочные "инвестиции, рабочие места, заработная плата, ситуация с окружающей средой, общее благосостояние планеты и, главное, люди".
Эта цитата – из Декларации Глобального прогрессивного форума, который прошел в Брюсселе параллельно с лондонским саммитом двадцатки. Две тысячи политиков со всех континентов вырабатывали "новую глобальную инициативу", основанную на принципах социальной справедливости.
Особо подчеркивалось, что ни одна страна в отдельности с разрушительной силой кризиса не совладает. Идет поиск возможной коалиции, способной привести в действие эту новую глобальную инициативу, которая обеспечит баланс четырех главных сфер глобального регулирования: финансов, торговли, окружающей среды и трудовых ресурсов.
Непонятно другое – почему чтобы бросить клич о консолидации, понадобилось полгода? При антикризисном управлении каждый день на счету!
Наши оппоненты из "Единой России", раз за разом отвергая наши антикризисные законопроекты, часто используют образ "одной лодки", которую, дескать, нельзя раскачивать.
Образ не убедительный. Да, мы в одном потоке социально-экономической и политической жизни, но удел тех, кто в лодках, сильно отличается от судьбы тех, кто спасается от кризисного шторма в VIP-каютах океанского лайнера или на собственной яхте!
Кризис обостряет самую наболевшую нашу проблему – беспрецедентно высокий уровень социального неравенства.
Правительство вывело социальные задачи в начало программы, что можно смело поставить ему в заслугу.
Однако при сравнении объемов финансирования антикризисных мер по различным направлениям, оптимизм убавляется. На повышение устойчивости финансовой системы выделено почти шесть с половиной триллионов рублей!
А на усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест в 14 раз меньше! Невольно воображение рисует сюрреалистический кошмар: небоскребы спасенных банков на руинах экономики, под завалами похоронивших беднейшую часть населения.
На наш взгляд Минфин выбрал не самую эффективную модель налоговых послаблений. Снижение налога на прибыль по своему стимулирующему воздействию на экономику (особенно на ее инновационный сегмент) не идет ни в какое сравнение с НДС. А сегодня, когда бизнес терпит убытки, снижение налога на прибыль это скорее моральный, чем материальный стимул.
Мы давно предлагали аварийное снижение НДС до 10% и введение налоговых каникул для малого бизнеса.
Сегодня Минфин заявляет, что возможности дальнейшего снижения налоговой нагрузки исчерпаны. Мы так не считаем. Проблема налоговой системы не в высоких или низких налогах, а в слабой дифференциации налогооблагаемой базы, в отсутствии связи налоговых изъятий с задачами государства.
Нельзя рассматривать налоговую систему только с фискальных позиций. В современной экономике это постоянно действующий структурный фактор. Линейное налогообложение становится тормозом развития. Нужна селективная налоговая политика с разной нагрузкой на различные сектора экономики. Это – первое.
Второе: надо переориентировать налоговую нагрузку на потребление, на спекулятивные операции, на крупную собственность. Мы считаем, что все-таки пора вводить прогрессивную шкалу подоходного налога и контролировать крупные расходы. Это нормальная практика всех цивилизованных стран, пусть кто-то из них нам и завидует.
Третье: в условиях кризиса надо вводить разовые или временные налоги. Например, на крупные состояния, созданные в эпоху приватизации.
Четвертое: до сих пор нет нормального налога на землю и недвижимость. Значит, нет и нормальных муниципальных бюджетов. О каком тогда участии местной власти в преодолении кризиса может идти речь?
Правительство заявило намерение стимулировать внутренний спрос. Однако в условиях открытой экономики и слабости внутреннего рынка поддержка покупательной способности и потребления может привести только к росту импорта.
С этой проблемой сейчас сталкиваются многие страны. Поэтому они делают ставку на систему государственных закупок.
Что у нас? Вряд ли найдется хоть одно министерство, деятельность которого в сфере закупок отвечала бы всем требованиям 94-го Федерального закона. Сегодня в среднем цены государственных тендеров превышают рыночные на 16%.
По экспертным оценкам, исключение обходных тендерных схем (т.е. устранение коррупционной составляющей госзакупок) позволит сэкономить до 1.7% от ВВП. Но эта важнейшая задача в программе не прописана.
А ведь действенной антикризисной мерой может стать увеличение госзаказа малому и среднему бизнесу. Их доля сегодня не превышает 10% (по стоимости), а должна быть, как минимум, в два раза больше.
Без этого поддержка малого бизнеса, составляющая по проекту бюджета на этот год лишь 3 % от всей поддержки экономики, – лишь видимость поддержки!
Иначе как катастрофичным нельзя назвать положение в стране с жильем.
Мы не устаем говорить о необходимости строительства социального жилья. Но ситуация не сдвигается. Государственной концепции строительства такого жилья даже не разрабатывается, хотя это позволило бы реально поддержать строительный комплекс, сильно затронутый кризисом, дало бы мультипликативный эффект.
Надо, наконец, признать, что ипотека не может быть универсальным решением всех жилищных проблем. Такого нет нигде в мире.
Мы предложили систему стройсберкасс, оправдавшую себя во многих странах – отказ! Мы предложили создать Государственную строительную корпорацию, которая бы привлекала по субподряду строительные компании с фиксированной ценой за квадратный метр – отказ! Между тем, очевидно, что жилищную проблему можно решить только на основе частно-государственного партнерства.
Выход из кризиса должен быть и выходом из жилищного тупика. Мы не принижаем сложности проблемы и не боремся за политические лавры. Если проблема начнет решаться, социальный климат в стране существенно улучшится.
Который месяц на разных уровнях идут разговоры об общественных работах. Упоминаются они и в антикризисной программе. Однако отсутствует сама концепция таких работ. В регионах такой работой могут считать даже уборку территории остановившегося завода, и причина этого – отсутствие концепции.
Первого апреля получила резонансный отклик в СМИ тема управдомов. Мы не возражаем, чтобы они прилетели к нашим затюканным тарифами ЖКХ гражданам на голубых вертолетах, но хотим предложить Правительству не менее масштабную идею.
Наша система здравоохранения испытывает хронический дефицит младшего медицинского персонала. Нужны стимулы.
Что, если опыт родовых сертификатов, когда бюджетные деньги следуют за человеком, распространить на безработных, вставших на учет? Такой сертификат при их устройстве в больницу давал бы право на надбавку к фактической заработной плате в размере пособия по безработице. Так мы не только снизим безработицу, но и решим проблему нехватки санитаров в больницах.
Владимир Владимирович, когда я впервые побывал в Берлине, меня больше всего поразили не музеи и памятники, а то, что в подъездах автоматически выключались лампочки. Было это 30 лет назад!
Готовясь к Глобальному форуму, я с удивлением узнал, что у нас реализуется около 600 программ энергосбережения. При этом по-прежнему лампочки в подъездах горят сутками, потому что их невозможно выключить. Не прошибаем наш российский расточительный менталитет!
Кризис – это то самое время, когда можно и нужно вводить программы экономии. Есть шанс, что это будет понято и принято людьми! И, прежде всего, программы экономии ресурсов и энергопотребления.
Так может быть, дать российским муниципалитетам возможность реализовать этот режим экономии, предусмотреть средства для модернизации инфраструктуры ЖКХ?
Дополнительным инструментом государственной политики должно также стать стимулирование бизнеса в области энергосбережения.
Обращает на себя внимание, что само слово "культура" в правительственной программе не упомянуто ни разу. Такая, своего рода, демонстративная позиция. Что это: боязнь грубого вмешательства в "тонкие материи", или инерция пресловутого остаточного принципа финансирования?
С нашей точки зрения, необходимо предусмотреть специальное финансовое обеспечение проектов в сфере культуры в виде государственных грантов, особенно тех из них, которые потеряли частные инвестиции в связи с кризисом. Это особенно важно для молодого поколения творческих работников.
К сожалению, в Программе не нашлось места разделу "Ответственность сторон". Сказано о необходимости пресекать злоупотребления банков, получивших государственные средства, но не прописаны новые механизмы контроля, не обозначены санкции. Говорится о поддержке строительного сектора, но ни слова об условиях этой поддержки.
Наша партия выступила с инициативой подписания Хартии социальной солидарности, закрепляющей взаимные обязательства всех уровней власти, институтов гражданского общества, политических партий, профсоюзов, руководителей предприятий и предпринимателей всех, кто разделяет ответственность за судьбу миллионов людей при реализации антикризисных мер.
Да, это чисто политическая и, если хотите, моральная акция. Но она отражает нашу озабоченность тем, что вопросы ответственности и контроля не решены.
Но то, что антикризисная программа проходит всенародное обсуждение – уже большая заслуга правительства. Вся страна разделяет нынешние риски. Без сплочения народа нам кризис не преодолеть. Если мы будем искренне обращаться к людям за советом, то это будет первый серьезный шаг к социальной солидарности!