Анатолий Аксаков о доработке законопроекта "О потребительском кредитовании", увеличивающем права заемщиков и ответственность банков
По словам одного из разработчиков документа, члена комитета Госдумы по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, законопроект обязывает банки предоставить заемщику реальный график платежей, включая все комиссии, еще до заключения договора, благодаря чему клиент сможет сделать осознанный выбор. "Если банки будут нарушать это требование, они могут лишиться лицензии", – пояснил он.
Если клиента вовремя не предупредили о величине сопутствующих платежей, кредиторам придется вычесть их из суммы основного долга. "Приукрашивать" действительность банкам не позволят даже в рекламе. Если в объявлении или ролике указывается процентная ставка по кредиту, там же должно быть упоминание и о полной его стоимости.
Кроме того, в течение двух недель после получения кредита заемщик сможет отказаться от него, не объясняя причин. Во всех банках также должна быть введена возможность досрочно погасить кредит или его часть в любое время его пользования. Однако при этом заемщик обязан предупредить банк о досрочном погашении за 30 дней и уплатить кредитору проценты за фактический срок пользования кредитом.
Как рассказал "Гудку" первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, законопроект "О потребительском кредитовании" давно ожидается рынком банковских услуг. "В настоящее время эта сфера регулируется лишь соглашениями между кредиторами и заемщиками, – пояснил он. – А так как общих стандартов нет, банки подчас включают туда несправедливые по отношению к потребителю пункты. Документ "О потребительском кредитовании" как раз устанавливает стандарты, обязательные для исполнения всеми банками и заемщиками страны".
По словам Мурычева, вполне справедливо требование о том, что заемщик должен точно знать, из чего складывается общий объем кредита. "Существует множество непроцентных платежей, например открытие и обслуживание счета, работа с пластиковой картой, – отметил наш собеседник. – От клиента нельзя скрывать, сколько все это стоит".
С другой стороны, по убеждению старшего аналитика финансовой корпорации "Уралсиб" Леонида Слипченко, сейчас не время заботиться о потребителях. "В финансовой сфере складывается неблагоприятная ситуация, – рассказал "Гудку" г-н Слипченко. – Необходимо вывести из тяжелого состояния банковскую систему и экономику страны в целом, а потом уже защищать права потребителей, тем более в такой агрессивной форме".
Источник: Гудок