О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Обращение участников Круглого стола
"Национальная безопасность информационных технологий" к Президенту Российской Федерации

06 марта 2009


Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


Участники Круглого стола "Национальная безопасность информационных технологий", прошедшего в Институте современного развития 25 декабря 2008 года, констатируют свою глубокую озабоченность растущим отставанием России по ключевым показателям, характеризующим состояние информационного общества и отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По нашему мнению, одним из факторов, способствующих такому отставанию, является недостаточное внимание государства к российским разработкам в области информационных технологий (ИТ) и к перспективным исследованиям, в том числе ориентированным на свободное программное обеспечение (СПО). Как следствие, вклад российской ИКТ-отрасли в развитие отечественной и мировой экономики уменьшается. Программное обеспечение (ПО), создаваемое нашими ИТ-компаниями, научными сообществами и отдельными разработчиками, становится всё более зависимым от ведущих мировых производителей в этой сфере. Замедляются темпы модернизации сфер управления, медицины, образования, нарастают угрозы устойчивости и надёжности функционирования большинства информационных систем, в том числе обслуживающих критически важные объекты. Сегодня за доступ к базовым информационным технологиям российские граждане, органы государственной власти, бизнес-сообщество платят десятки миллиардов рублей, финансируя тем самым отнюдь не отечественных разработчиков и производителей.

В то же время существующие операционные системы и инструментально-технологические программные средства, основанные на идеях 70-х годов ХХ века, с неизбежностью морально устаревают. Традиционные программные средства уже не гарантируют необходимый уровень и высокое качество информационного обеспечения. Наращиванием вычислительных мощностей эта проблема не решается, поскольку требует создания новых языков и методов программирования.

Мировые лидеры ИТ-индустрии активно работают над созданием новых перспективных платформ системного и инструментального ПО, в том числе функционирующих онлайн в сети Интернет. Сейчас, в преддверии нового витка технологической эволюции, при должном внимании государства к данной проблеме, у России с её кадровым и научно-технологическим потенциалом существует исторический шанс совершить прорыв в производстве национальных программных продуктов и добиться лидирующих позиций на ИТ-рынке, включая рынок системного ПО.

Мы считаем принципиально важным сбалансированное развитие всех сегментов индустрии ИКТ – работающих как в СПО, так и в проприетарной модели. Разработка отечественных программных продуктов будет в большей степени обеспечивать информационную безопасность и технологическую независимость, а потому имеет стратегическое значение.

Такая задача была поставлена Вами 16 ноября 2007 года на заседании специализированной правительственной комиссии. Решение этой задачи предполагает обеспечение доступности для всех бюджетных организаций, и в первую очередь для образовательных учреждений, набора средств на базе СПО, аналогичного по функциональности зарубежным программным продуктам. В результате будет сделан важный шаг к подготовке активных участников российской экономической жизни, специалистов, обладающих навыками использования новейших отечественных программных продуктов.

Однако работы в этом направлении с тех пор серьёзно затормозились. Значительно сокращено финансирование инициированного Вами внедрения в школах Российской Федерации "Школьного Линукса". Национальные производители прикладного ПО (в большинстве своём малые и средние компании) во многих случаях не могут участвовать в государственных конкурсах на равных с крупными иностранными корпорациями. Проект Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации до сих пор не рассмотрен Правительством России. Отсутствует организационная инфраструктура, обеспечивающая координацию деятельности отечественных производителей информационных технологий и проведение целеустремленной государственной политики развития российской ИТ-индустрии. При этом термин "информационные технологии" вообще исчез из наименования профильного Министерства связи и массовых коммуникаций.

Участники Круглого стола полностью разделяют Ваше стремление реализовать программу стратегически согласованных действий, направленных на обеспечение технологической независимости и безопасности РФ в области ИКТ. Для этого необходим компетентный и полномочный центр, способный на должном уровне осуществлять координацию управленческих и информационно-технологических решений. Такой центр будет способствовать преодолению межведомственных противоречий.

Участники Круглого стола считают целесообразным инициировать комплексный государственный целевой проект создания Национальной программной платформы. Реализация этого проекта предполагает:

• разработку концепции Национальной программной платформы как совокупности операционных систем, инструментальных программных средств, прикладных программных продуктов, а также открытых стандартов, отвечающих современным требованиям пользователей ИТ – государственных органов, российских предприятий, учреждений, граждан РФ;

• приоритетное использование СПО и ведущих отечественных разработок при создании Национальной программной платформы;

• разработку и принятие национальных и отраслевых открытых стандартов (прежде всего, перечня и спецификаций прикладных интерфейсов, протоколов и форматов, обязательных в рамках Национальной программной платформы), а также механизмов проверки соответствия стандартам и сертификации ПО;

• учёт требований информационной безопасности РФ при разработке Национальной программной платформы;

• техническую реализацию эталона Национальной программной платформы в форме создания государственного репозитория ПО, заказанного с привлечением бюджетных средств, и инфраструктуры для его технической поддержки и развития;

• стимулирование международного сотрудничества в области ИТ, участия российских специалистов в ведущих мировых разработках и организациях по стандартизации;

• актуализацию государственных программ информатизации, образовательных программ, системы подготовки и переподготовки специалистов с учётом принципиальных решений и технологий, закладываемых при создании Национальной программной платформы (операционные системы, инструментальные программные средства и прикладные программные продукты);

• формирование набора отечественных программных продуктов для решения широкого круга прикладных, системных и управленческих задач;

• проведение фундаментальных и прикладных исследований, создание предпосылок для разработки отечественных защищённых аппаратных технологий;

• совершенствование законодательства в сфере информационной безопасности и развития ИТ-индустрии, обеспечение исполнения существующих правовых норм в полном объёме.


Участники Круглого стола обращаются к Вам, Дмитрий Анатольевич, с просьбой поддержать следующие предложения.

1. В рамках работы Совета при Президенте по развитию информационного общества в Российской Федерации:

– рассмотреть вопрос об инициировании на государственном уровне целевого проекта "Создание Национальной программной платформы" как важнейшего фактора технологической независимости России и вывода отечественной ИТ-индустрии в мировые лидеры;

– провести анализ ключевых концептуальных и нормативных документов (Стратегия развития информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, ФЦП "Электронная Россия" и другие) с позиций приоритетного внедрения Национальной программной платформы; на базе такого анализа определить концепцию, механизмы реализации и отбора основных участников проекта в лице заинтересованных министерств и ведомств, государственных корпораций, ИТ-компаний, научных и образовательных учреждений.

2. Поручить Министерству связи и массовых коммуникаций РФ:

– определить и внести на утверждение Правительства РФ порядок и объём финансирования работ по реализации проекта "Создание Национальной программной платформы" – с обязательным проведением конкурса для выбора координатора проекта до конца 2009 года;

– скорректировать технические задания участникам проводимых в настоящее время работ с целью обеспечить совместимость заказываемых решений с создаваемой платформой.

3. Поручить Министерству науки и образования РФ:

– обеспечить изучение свободного и российского ПО в образовательных учреждениях;

– проводить информатизацию системы образования на базе свободного ПО и программных продуктов российских разработчиков;

– привести государственные образовательные стандарты и учебные программы общего и профессионального образования в соответствие с принципиальными решениями о создании Национальной программной платформы.

4. Предложить Комитету по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ организовать законодательное обеспечение и поддержку создания, а также внедрения Национальной программной платформы как в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в России, так и в части приоритетного развития отечественной ИТ-индустрии.

Участники Круглого стола предлагают вынести вопрос о путях реализации предложенных рекомендаций на ближайшее заседание Совета при Президенте по развитию информационного общества в Российской Федерации с последующим обсуждением вышеуказанных вопросов на заседании Государственного Совета РФ. Рабочая группа Круглого стола готова представить Вам документ, содержащий конкретные предложения о создании Национальной программной платформы.

Мы убеждены: в условиях затяжного глобального кризиса именно высокие технологии при условии активной позиции государства станут мощным катализатором экономического развития, и страна в ближайшие два-три года сможет получить качественно иной импульс для развития.


Приложение: на 1 л.



от имени и по поручению

участников Круглого стола

член Комитета Государственной Думы

по информационной политике,

информационным технологиям и связи,

председатель подкомитета

по технологическому развитию

И.В. Пономарёв


Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International