О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Зубов: предприятиям не стоит ждать помощи. Им уже помогли, девальвировав рубль

20 февраля 2009

 см. также ↓

Красноярский депутат Госдумы РФ Валерий Зубов обладает уникальным опытом. В середине 90-х он был губернатором Красноярского края. В Госдуме около десяти лет работает в комитетах, курирующих вопросы экономики, финансовых рынков и т. д. Реально ли получить федеральную поддержку крупным сибирским предприятиям и чем грозит возможный секвестр госбюджета 2009 года, ВАЛЕРИЙ ЗУБОВ рассказал в интервью корреспонденту "КС" ДМИТРИЮ ТРОСТНИКОВУ.


Зубов Валерий Михайлович родился 9 мая 1953 г. в селе Ново-Спасское Тамбовской области. 1993–1998 гг. – губернатор Красноярского края. 1996–1998 гг. – заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ. 1999–2003 гг. – депутат Госдумы РФ третьего и четвертого созывов. 2002–2003 гг. – председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В 2007 году избран депутатом Госдумы пятого созыва по списку партии "Справедливая Россия". Член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству.

– Валерий Михайлович, перспективы экономики сибирских регионов в период кризиса лучше или хуже, чем у других территорий России?

– Кризис для сибирских регионов будет тяжелее. Сибирь – главным образом "экспортная" территория: нефть, никель, газ... Упали цены на эти товары – соответственно, уменьшится доходная часть бюджетов по налогу на прибыль и подоходному налогу. Я могу вспомнить 1995–1997 годы. Несмотря на экономический рост, который в тот момент начался в ряде регионов (например в Красноярском крае), самая тяжелая ситуация по неплатежам была как раз в "экспортных" регионах. И это сейчас повторится.

– По каким из крупнейших сибирских регионов – Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область – кризис ударит сильнее?

– Экономика Новосибирска более диверсифицирована, чем в Красноярском крае, Иркутской или Кемеровской областях. Здесь "посадка" будет мягче, чем в двух "добывающих" регионах.

Цены на алюминий, никель, платину, поставлявшиеся на экспорт, резко упали. А никель – это бюджетообразующий продукт в Красноярском крае. Хотя для края и сделана уникальная льгота – отменена экспортная пошлина на никель; вынуждены были пойти на такую меру. Упали цены на нефть. И в этой ситуации неизвестно, останется ли так же рентабельным Ванкорское месторождение, хотя для него даже были приняты специальные налоговые льготы. "Роснефть" заявляет, что доведет его разработку до конца. Будем надеяться.

У Кузбасса потребление угля делится на два главных направления. Состояние черной металлургии, которая потребляет большую часть угля, очень тяжелое, худшее среди всех отраслей. Здесь потребление угля значительно сократится. Второй крупный потребитель угля – это системы ЖКХ, отопление. По ним правительство установило довольно высокий уровень оплаты за коммунальные платежи. И спрос на уголь не снизится. Поэтому здесь будет некоторая ценовая "подушка".

Какой суммарный эффект сложится от внутренней реализации для ЖКХ (которая не упадет) и внешней реализации, через продукцию металлургии, которая идет на экспорт и уже упала, оценить сейчас не могу. Баланс этих составляющих даст в итоге ответ. Но ситуация все равно будет сложной.

– В Красноярске представлен бизнес Олега Дерипаски – РУСАЛ. А ведь именно его бизнес испытывает сейчас большие трудности. Не скажется ли это на красноярских предприятиях?

– Алюминиевый завод никогда не давал большой доли доходов в бюджет Красноярского края. Что же касается долгов собственников завода – это вопрос перераспределения собственности, и он не имеет прямого отношения к тому, что происходит в реальном производстве. Если собственники, пытаясь удержать бизнес, начнут освобождаться от некоторых активов, которые им дают убытки (а такое в программе Олега Дерипаски заявлено), это не может коснуться алюминиевого завода в Красноярске. Это одно из самых эффективных предприятий алюминиевой отрасли. Поэтому долги Олега Дерипаски как собственника РУСАЛА серьезно повлиять на положение дел в алюминиевой отрасли края не могут.

– Многие сибирские предприятия ожидают поддержки федерального бюджета. Многие входят в федеральные и региональные списки на поддержку. Какие предприятия в Красноярском крае имеют шансы такую поддержку получить?

– Это ошибка, совершенная государственной властью, когда она выставила себя в роли первостепенного спасателя российской экономики. Выход из сложившейся ситуации должен найти сам бизнес. Ведь это наши бизнесмены принимали решения, когда брали заимствования за рубежом. Наши бизнесмены не диверсифицировали производство. И выход из кризиса возможен в первую очередь за счет новых бизнес-проектов.

Поэтому когда государство заявило, что оно начнет помогать, когда принялись составлять списки предприятий, оно задало неправильный вектор выхода из кризиса. Выполнить все финансовые обязательства, которые уже заявило правительство, невозможно. Региональные списки, которые будут еще составлены вдобавок к 250 предприятиям из федерального списка, – это пустая трата времени. Их вообще не надо составлять. Даже не буду гадать о шансах конкретных предприятий в Новосибирске или Красноярске получить помощь, потому что шансы очень малы. Пока известно, что получили финансовую помощь только две группы – Олега Дерипаски и группа "Альфа". Потому что иначе два перспективных бизнеса уходили бы за рубеж. Это замена кредита внешнего на внутренний. Была оказана такая помощь. Остальные – я не знаю.

– То есть неизвестно, когда дойдет помощь до предприятий, попавших в списки, таких как "Красцветмет", "НовЭЗ" или "Новосибавтодор"? И дойдет ли вообще?

– Раз списки составлены – кому-то могут и помочь... Но вообще первый вице-премьер Игорь Шувалов, который руководит антикризисной комиссией, заявил, что государство прекращает всю эту поддержку. В какой форме поддерживать предприятия? Выдавать кредиты? Но даже те суммы денег, которые выделил бюджет (1,4 трлн рублей, которые в банки влили), они ведь не превратились в кредитную массу. Они превратились в валюту. Поэтому не надо иллюзий.

При этом все забывают простую вещь, что девальвация уже дала снижение издержек предприятиям. На 30% девальвирован рубль по отношению к доллару и евро. Значит, примерно на 30% предприятия уже могут сокращать свои издержки. На самом деле помощь предприятиям оказана значительная.

– Но это только экспортно ориентированным предприятиям?

– У нас 80% экономики связано с экспортом сырья. Благополучие предприятий зависит от того, как прямые экспортеры размещают заказы у всех остальных. Поэтому сейчас в наиболее сложной ситуации оказались те, кто работал в кооперации с экспортерами. Первые, кому экспортеры перестали платить, – это те, кто им поставляет что-то.

– Списки предприятий на поддержку рассматриваются в Минрегионразвития. Когда там будут приниматься решения?

– Это не имеет значения. У Минрегиона средств нет. Им дали распоряжаться сначала Инвестиционным фондом, но теперь его как такового не существует. Они могут какие угодно списки составлять. Уже заявленные обещания невыполнимы. Добавлять к ним еще какие-то обещания невозможно. Необходимы институциональные изменения: укрепление прав собственности, демонополизация и т. д.

– Игорь Шувалов сказал, что возможен секвестр государственного бюджета 2009 года. И в первую очередь он коснется инвестиционных проектов, которые еще не начаты. В Новосибирске всех волнует строительство третьего автомобильного моста через Обь, которое в этом году собираются начать. В Красноярске есть перспективные проекты, например, Нижнего Приангарья. По каким проектам может ударить секвестр?

– Нижнее Приангарье скорее всего будет продолжать строиться. Олег Дерипаска заявил, что для него остается приоритетом развитие единого металлургического комплекса в Нижнем Приангарье, там Богучанская ГЭС и алюминиевый завод. В Тайшете Дерипаска приостанавливает строительство. А в Нижнем Приангарье – нет, наоборот, будет развивать.

Что касается в целом идеологии сокращения бюджета за счет инвестиционных расходов – я принципиально с этим не согласен, и считаю ошибкой. Как из кризиса выходить без инвестиций? Ведь инвестиции нужны в развитие новой инфраструктуры. В развитие новых видов бизнеса. Выйти из кризиса можно только если что-то созидать, обновлять, строить, развивать. Что же, сидеть и ждать, когда цены на нефть повысятся?Выходить из кризиса надо через новые инвестиции. Другого способа просто нет. Секвестр бюджета за счет инвестиций – это ловушка.

– Кто из сибирских губернаторов эффективнее справляется с кризисом на своей территории?

– Я не могу сравнивать губернаторов – я не знаю. Я слежу только за своим краем. Конечно, все бросились сразу заявлять, что стали сокращать численность администраций. Мне кажется, это очень популистское движение. Когда об этом заявляют в СМИ, население как бы получает сигнал, что в администрациях кто-то пострадает. Но дело не в сокращениях администраций. Цифры экономии несущественны по сравнению с тем, что нужно для производства, для всего социально-экономического комплекса региона.

Важнее другое. Администрациям надо убеждать бизнес, руководителей всех рангов, население, что у нас целый ряд активов завышен. И если отрасль, например строительная, не хочет вся грохнуться до конца – они обязаны снижать цены. Это экономическое веление времени. Если они не снизят цены, они просто умрут на некоторое время как отрасль. Да, у них есть обязательства перед банками. Значит, надо договариваться и с банками, чтобы те реструктурировали им задолженность. С поставщиками договариваться. Но обязательно должны быть снижены цены или придется уходить из бизнеса.

Не должна оказываться никакая госпомощь предприятиям, где руководители продолжают жировать в прямом смысле слова. Им было поручено выдать эти деньги как кредиты, а они их превратили в валюту.

– Каковы перспективы госбюджета 2009 года в отношении регионов?

– Тяжелые. Но, во-первых, регионам уже добавили часть налога на прибыль. Между прочим, ведь все крупные предприятия по итогам 2008 года показали прибыль! У них убытки сложились только в IV квартале, а первые три квартала были достаточно успешны. Отдали регионам акциз на бензин. Пойдет помощь регионам через систему медстрахования.

Впрочем, та финансовая помощь, которая сейчас оказана регионам – через налоги или напрямую, – это примерно в 10 раз меньше, чем была оказана помощь банковской системе.

– А трансферты? Федеральные целевые программы?

– Бюджет будет меняться, и по этим направлениям деньги регионам будут увеличены. Но даже если мы увеличим трансферты и одновременно сократим инвестиции, то сокращение инвестиций может больнее ударить. Любой вид инвестиций привязан к какой-то территории. В целом же суммарно объем средств, которые поступят в регионы, снизится на 10–15%, по моей оценке. Точнее пока сказать не могу. Бюджет готовится кулуарно. Этим занимаются в правительстве, а основная масса депутатов даже примерно не в курсе.

Источник: Газета "Континент Сибирь"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International