В то промозглое осеннее утро урок в 3 классе 12-й школы Ижевска начался неожиданно. Учительница Асия Гареевна зачитала список из десяти фамилий и сообщила, что детей ждет директор. Фраза звучала как приговор для хулиганов, но в этот раз, наоборот, вызвали самых дисциплинированных.
В кабинете, кроме самого директора, был врач. Глядя на ребят, он скептически покачал головой, но всё-таки отобрал двоих: Халису Давлятшину и её одноклассника. Они не так сильно исхудали от голода, были выше ростом и крупнее других. Детям вручили направления на Ижевский машиностроительный завод: девочке предстояло стать токарем, мальчику – фрезеровщиком.
Ижмаш в годы войны отправил на фронт более семи тысяч авиапушек. Собирали их не только взрослые, но и дети. Халиса вместе с другими девочками вытачивала детали для Б-20 – автоматических пушек калибра 20 мм.
К станку ставили ящики, чтобы дети могли дотянуться до рукояток. Несмотря на возраст, понимали ответственность: ошибешься на долю миллиметра – главное оружие самолета заклинит в бою.
От уроков юных заводчан не освобождали – отработали смену, получили в столовой тарелку супа с куском хлеба – и бегом в школу. Через два месяца, после успешного контрнаступления советских войск под Москвой, детей с завода отправили в отпуск.
"Работали мы поочередно в две смены. Первая с 8 утра до 2 часов дня, вторая – с 2 дня до 8 вечера, – вспоминает Халиса Хажиевна. – Уже через неделю мы получили дневную норму выработки. Не выполнить её было нельзя".
Осенью 1942 года красноармейцы стояли насмерть в битве под Сталинградом. Нужно было много оружия, и детские рабочие руки понадобились вновь. Халиса вернулась на Ижмаш, на этот раз в сборочный цех.
"Собирать пушки поручали самым ответственным девочкам, – рассказала она. – Мальчишкам не доверяли – если детали не удавалось подогнать, они хватались за молоток и вколачивали их на место. А мы работали аккуратно – не подошла деталь, брали из ящика другую. И так до тех пор, пока механизм идеально не подгонишь".
Работа была тяжелой, но одноклассники завидовали Халисе: она могла гордиться собой – и фронту помогает, и семью кормит. По рабочим хлебным карточкам детям давали 800 граммов хлеба в день, служащие тогда получали 500 граммов, а неработающие дети – 300.
В семье Давлятшиных бережно хранят память о ветеране Исламе Мубаракшине. Это старший брат мужа Халисы Рашита. В годы войны Ислам летал на истребителе. За сбитые самолеты врага полагалось вознаграждение. Эти деньги он присылал домой родным, что было для них большой поддержкой в то голодное время.
Ислам воевал в одной эскадрилье с самым результативным советским истребителем Иваном Кожедубом. Позднее в своих мемуарах легендарный ас вспоминал Ислама как боевого товарища, который всегда был готов прийти на помощь тем, кто нуждался в ней. В октябре 1943 года под Харьковом лейтенант Мубаракшин не вернулся из боевого вылета.
Супруг Халисы Рашит Давлятшин тоже стал военным летчиком по примеру погибшего брата. Он пилотировал реактивный бомбардировщик Ил-28, носитель тактического ядерного оружия. Личной трагедией для него стало хрущевское сокращение армии в конце 50-х годов. Тогда много этих ещё новых машин списали и варварски утилизировали.
Опытнейшие экипажи были уволены из вооружённых сил. Рашит Давлятшин перешел в гражданскую авиацию. Халиса Хажиевна похоронила супруга в 2001 году.
Надо ли удивляться тому, что сын Давлятшиных, с пелёнок впитавший уроки патриотизма в семье, пошел по стопам дяди и отца.
Жаудат тоже стал летчиком. Символично, что он совместил авиационные специальности предков – летал на многоцелевых истребителях-бомбардировщиках, заканчивал службу на МиГ-27 и Су-25.
Распад СССР застал Жаудата Рашитовича на китайской границе в Казахстане. Ему сулили высокие должности в вооруженных силах ставшего независимым государства. Давлятшин-младший даже не допускал мысли об этом и вернулся в Россию. Службу продолжил в Борисоглебском учебно-авиационном центре. Затем перевелся в Липецкий авиацентр – тот самый, в состав которого входят пилотажные группы "Соколы России", "Русские витязи" и "Стрижи".