О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Балезино – Ижевск: железная дорога жизни

28 февраля 2025

 см. также ↓

В годы войны удмуртские старики, женщины и дети построили 146 километров железнодорожного полотна из Балезино в Ижевск.

Столица Удмуртии долгое время оставалась в стороне от главных железнодорожных веток тех времен. Поэтому с началом войны по распоряжению Иосифа Сталина начали строить линию, которая бы позволила быстро доставлять на фронт оружие, в огромном количестве выпускаемое на заводах Ижевска. За годы войны в республике собрали 140 тысяч авиационных пулеметов и пушек, 1,5 миллиона пистолетов и револьверов, 133 тысячи противотанковых ружей.

Приказ Наркома путей сообщения СССР вышел 30 ноября 1941 года – на большую стройку отвели всего полтора года.

В работах приняли участие все 29 районов Удмуртской АССР – это больше 30 тысяч человек. Многие мужчины к тому времени уже ушли на фронт, поэтому мобилизовали стариков, женщин и детей.

Люди трудились по 12 часов – с 6 утра до 6 вечера. Хорошей обуви у колхозников не было, работали кто в кирзовых сапогах, кто в лаптях, а кто и вовсе босиком, стоя по колено в воде. Одежда была вся в заплатках – зимой обмораживали ноги и руки. Питание было скудным. Многие участники стройки умерли от болезней и голода.

В Госархиве Удмуртии сохранились письменные свидетельства трудового подвига колхозников.

Валентина Корепанова из Балезинского района вспоминала, что есть досыта не приходилось, но работали с энтузиазмом, а по вечерам даже играли на гармони и пели песни.

Зоя Бизимова из Глазовского района рассказывала, как возила неподъёмные тачки, а зимой долбила ломом мерзлую землю так, что искры летели.

К строительству привлекали и детей – пятиклассница Валентина Мезенцева призналась, что иногда они не выдерживали и сбегали домой, в наказание их лишали продовольственного пайка.

Рабочее движение по железнодорожной линии открыли в марте 1943 года, на три месяца раньше запланированного срока. Эшелоны, гружённые удмуртским оружием, устремились на запад – туда, где Красная Армия громила ненавистного врага.

В феврале 1945 года правительственная комиссия подписала окончательный акт о приёмке железной дороги в постоянную эксплуатацию – уже в том виде, в котором её и привыкли видеть пассажиры современной электрички Балезино-Ижевск.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International