В годы войны удмуртские старики, женщины и дети построили 146 километров железнодорожного полотна из Балезино в Ижевск.
Столица Удмуртии долгое время оставалась в стороне от главных железнодорожных веток тех времен. Поэтому с началом войны по распоряжению Иосифа Сталина начали строить линию, которая бы позволила быстро доставлять на фронт оружие, в огромном количестве выпускаемое на заводах Ижевска. За годы войны в республике собрали 140 тысяч авиационных пулеметов и пушек, 1,5 миллиона пистолетов и револьверов, 133 тысячи противотанковых ружей.
Приказ Наркома путей сообщения СССР вышел 30 ноября 1941 года – на большую стройку отвели всего полтора года.
В работах приняли участие все 29 районов Удмуртской АССР – это больше 30 тысяч человек. Многие мужчины к тому времени уже ушли на фронт, поэтому мобилизовали стариков, женщин и детей.
Люди трудились по 12 часов – с 6 утра до 6 вечера. Хорошей обуви у колхозников не было, работали кто в кирзовых сапогах, кто в лаптях, а кто и вовсе босиком, стоя по колено в воде. Одежда была вся в заплатках – зимой обмораживали ноги и руки. Питание было скудным. Многие участники стройки умерли от болезней и голода.
В Госархиве Удмуртии сохранились письменные свидетельства трудового подвига колхозников.
Валентина Корепанова из Балезинского района вспоминала, что есть досыта не приходилось, но работали с энтузиазмом, а по вечерам даже играли на гармони и пели песни.
Зоя Бизимова из Глазовского района рассказывала, как возила неподъёмные тачки, а зимой долбила ломом мерзлую землю так, что искры летели.
К строительству привлекали и детей – пятиклассница Валентина Мезенцева призналась, что иногда они не выдерживали и сбегали домой, в наказание их лишали продовольственного пайка.
Рабочее движение по железнодорожной линии открыли в марте 1943 года, на три месяца раньше запланированного срока. Эшелоны, гружённые удмуртским оружием, устремились на запад – туда, где Красная Армия громила ненавистного врага.
В феврале 1945 года правительственная комиссия подписала окончательный акт о приёмке железной дороги в постоянную эксплуатацию – уже в том виде, в котором её и привыкли видеть пассажиры современной электрички Балезино-Ижевск.