27 февраля фракция "СРЗП" провела в Государственной Думе круглый стол по проблемам автогрузоперевозок, в котором приняли участие члены Ассоциации "Грузавтотранс", представители Минтранса, депутаты ГД, эксперты. С приветственным словом выступил Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в ГД Сергей Миронов.
Модераторами мероприятия стали заместитель председателя Комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Юрий Григорьев и президент Национальной Ассоциации Грузового Автомобильного Транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
Основным вопросом обсуждения стало вступление в силу с 1 сентября 2025 года приказа Минтранса, позволяющего перевозчикам из стран ЕАЭС выполнять каботажные перевозки по России. Грузоперевозчики из Казахстана, Беларуси и Армении смогут доставлять грузы внутри России.
Владимир Матягин считает, что это несет в себе существенные риски для российских компаний. Ведь конкуренты из ЕАЭС имеют более выгодные условия: в некоторых странах ввозные таможенные пошлины на магистральные тягачи и прицепы отсутствуют, либо намного ниже наших. Это делает стоимость транспортных средств меньше той, которая актуальна для РФ. Помимо этого, из-за меньших затрат на кредитные и лизинговые платежи, перевозчики могут начать демпинговать цены, что в итоге приведёт к недобросовестной конкуренции.
Сергей Миронов отметил, что за годы сотрудничества фракции "СРЗП" с Ассоциацией "Грузавтотранс" обсуждались разные вопросы и проблемы, связанные с автогрузоперевозками. При этом он акцентировал внимание на том, что создаётся очень опасная ситуация с допуском иностранцев к перевозкам.
"Если они свободно приехали, привезли груз откуда-то, далее бери груз, пожалуйста, в России... Это неправильно", – подчеркнул он, имея ввиду, что многие иностранцы смогут привезти груз и задержаться в России, недобросовестно конкурируя с нашими дальнобойщиками.
Парламентарий указал на то, что в этой отрасли есть дефицит кадров. Но решать его надо аккуратно, обсуждая варианты с представителями грузоперевозчиков.
"В конце марта будет встреча руководства фракции "СРЗП" с Председателем Правительства, и я предлагаю некоторые важные вопросы лично ему доложить, поскольку есть такие существенные проблемы в сфере грузоперевозок", – пояснил политик.
Он также упомянул о том, что лицензирование грузоперевозок было отменено и теперь каждый желающий может купить машину и заниматься перевозкой, используя серые схемы. Этот шаг, мягко говоря, выглядит непродуманным. Также, как и предложение заменить наших водителей мигрантами.
"Несколько лет наша фракция, единственная в Госдуме, требовала навести порядок с мигрантами. У нас уже есть населённые пункты, а где-то даже районы в городе, откуда наши граждане вынуждены уезжать, потому что там жить невозможно. Там уже анклав другой, с другим менталитетом. За 2024 год Госдума приняла 14 законов в связи с этим. И мы на этом останавливаться не будем", – информировал Сергей Миронов.
Владимир Матягин отметил, что при обсуждении законопроектов, которые напрямую касаются автогрузоперевозчиков, почему-то не приглашают представителей самих грузоперевозчиков. Единственное место, где их ждут и слышат, – это в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ".
"Хочу напомнить, что в ст. 114 в Конституции написано, что "Правительство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики". Скажите, когда принимаются законопроекты, много у нас общественных организаций в сфере автогрузоперевозок приглашают? При обсуждении по штрафам или другим регламентам мы ни на одном заседании не были. Кроме вас, нас никуда больше не приглашают", – сказал он.
Юрий Григорьев подчеркнул, что закон о каботажных перевозках напрямую коснётся Забайкальского округа, от которого он является депутатом.
"Российские автогрузоперевозчики на территории Китая не имеют права что-либо перевозить. А китайские грузоперевозчики уже сейчас могут всё перевозить по территории Забайкальского края. Это важные проблемы, и они не только в рамках ЕАЭС происходят", – отметил он, добавив, что систему "Платон" вообще надо запретить, о чем фракция "СРЗП" неоднократно уже заявляла.
В завершение заседания Владимир Матягин отметил, что по результатам круглого стола будут подготовлены предложения и замечания, касающиеся не только единой системы каботажных перевозок для перевозчиков из стран ЕАЭС, но и увеличения штрафов по системе "Платон", а также увеличение штрафов за проезд под знак "Движение грузовых автомобилей запрещено". Такие знаки зачастую стоят возле портов в портовых городах, где лишь одна дорога и нет никаких вариантов, кроме как проехать на запрещающий знак, чтобы вывезти груз.