28 января Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 557516-8 "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения платёжной дисциплины по внесению взносов на капитальный ремонт) (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации"). С докладом выступил председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. Предложила внести поправки и выступила от фракции "СРЗП" Галина Хованская.
Галина Хованская:
- Я обе поправки выношу на отдельное голосование, их две всего. Коллеги, дело в том, что попасть в общий котёл можно очень быстро и оперативно, а вот чтобы выползти из этого котла, понадобится целый год. Поэтому я предлагаю этот срок сократить до пяти месяцев – в этом суть поправки – изменение в статью 173-ю в часть 5-ю. Прошу поддержать, потому что в противном случае это некорректно и это противоречит вообще, строго говоря, Гражданскому кодексу.
Сергей Пахомов:
- Спасибо, Галина Петровна.
Коллеги, что здесь хотел бы сказать? В Жилищном кодексе у нас магистрально по всей линейке прописан один год относительно этого и похожих вопросов. Если мы принимаем решение или обсуждаем решение об изменении этого срока на иной, то правильно было бы тогда по всему кодексу эти решения принимать.
Мы готовы обсуждать этот вопрос, Галина Петровна, давайте комитетом, комиссией вашей вместе соберёмся, коллег из Минстроя позовём. Я ваше беспокойство тоже в данном случае разделяю. Но точечно вот сегодня вносить такие изменения мы особой необходимости не видим.
Но ещё раз повторю: системно мы готовы обсуждать.
Спасибо. Коллеги, предлагаю эту поправку не поддерживать.
Галина Хованская:
- Это совершенно на другую тему, это вопрос о том, сколько должно быть денег на спецсчёте для того, чтобы не попасть в общий котёл. И на самом деле это полное безобразие, которое возмущает жителей, которые открыли спецсчета и хотят ремонтировать свой дом.
Дело в том, что если они, например, отремонтировали, и у них получилось меньше 50%, их в очень короткие сроки заставляют компенсировать эти деньги. Единственное спасение – это взять кредит. Но вместо того, чтобы думать о том, чтобы льготные кредиты ввести для жителей, которые хотят самостоятельно ремонтировать свои дома, занимаются тем, что увеличивают вот этот порог сначала до 80%, но спасибо комитету, они всё-таки опустили до 60%. Я предлагаю 55% за вычетом тех расходов, которые идут на выплату компенсации субсидий и компенсаций. Вот смысл поправки.
Сергей Пахомов:
- Спасибо, Галина Петровна.
Действительно, мы с 80% приняли решение понизить до 60%. Хотя, коллеги, вот сколько должно быть, 50%, 60%, 80% или 100%, чтобы поддерживать дом в нормальном состоянии?
Если бы эти дома потом в какой-то период, рано или поздно, все не оказывались в общем котле в ужасном состоянии и без средств на счетах, то тогда, наверное, можно было бы чуть больше дать полномочий самим гражданам принимать решение.
Что касается расчётов взносов, то этот вопрос также шире, чем предлагаемые точечные решения. Предложение Галины Петровны необходимо синхронизировать и со 159-й статьёй, которая устанавливает правила предоставления субсидий. От перестановки мест слагаемых сумма, в общем-то, не должна меняться, и не должно быть принципиально, сколько граждан льготных категорий живёт в конкретном доме. Поэтому только лишь этой точечной поправкой мы просто усложним процесс расчётов, не более. Граждане ничего от этого, на наш взгляд, не выиграют.
Поэтому предлагаем отклонить. Но, в целом, вопросы спецсчетов и их работы требуют дальнейшей регулировки, потому что во многом они зачастую проигрывают решениям из общего котла, так назовём. Хотя есть очень хорошие модельные примеры, которые нам не дают возможности и права вообще отказаться от такого механизма.
Мы предлагаем эту поправку не поддерживать, коллеги.
Галина Хованская (выступление от фракции):
- Уважаемые коллеги, мы не будем поддерживать эту инициативу, потому что она в числе прочих вызывает крайне негативную реакцию у наших избирателей. Если вы почитаете по поводу всех поправок, не только этих, а предыдущих, какая реакция наших избирателей на такие инициативы, у вас испортится настроение. У меня, например, оно испортилось.
Мы должны помнить о том, что в соответствии с Гражданским кодексом собственник несёт бремя содержания своего имущества, а не имущества соседа. И вот этот общий котёл, так называемая пирамида, которая когда-то рухнет, – это вынужденная была мера для того, чтобы не исполнять обязанности по закону о приватизации и не компенсировать людям непроизведённый капитальный ремонт, а набрать денег за счёт других собственников домов, которые сегодня не ремонтируются. А будут ли они ремонтироваться через 10-15 лет, это бабушка надвое сказала. Поэтому вот эта тенденция очень негативная по поводу прихлопнуть спецсчета. Как мне сказал один очень высокий чиновник: помогите прихлопнуть спецсчета. Это вот на эту тему тот же законопроект.
Спасибо за внимание.