О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о системе среднего профессионального образования

27 ноября 2024

 см. также ↓

27 ноября на правительственном часе в Государственной Думе по теме "О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства" состоялось выступление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, Вопросы задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Аксёненко, Сергей Кабышев, Николай Новичков, от фракции выступил Валерий Гартунг.

Александр Аксёненко:

- Вопрос Сергею Сергеевичу. На заседании нашей фракции вы поднимали вопрос о возвращении системы распределения выпускников вузов, колледжей и техникумов. Вы тогда на фракции поддержали нашу инициативу, но сказали, что есть существенные трудности в её реализации. Эта тема особенно актуальна, она связана с дефицитом специалистов, таких как педагоги, фельдшеры, фельдшеры ветеринары, зоотехники, и это особо чувствуется на сельской территории.

Какие именно законодательные изменения, на ваш взгляд, потребуется внести для того, чтобы перейти на систему распределения, чтобы обеспечить её эффективное и законное функционирование? И, может быть, рассмотреть возможность введения льгот для поступающих, которые готовы, соглашаются на распределение после завершения колледжей?

Спасибо.

Сергей Кравцов:

- Что касается распределения. Вопрос возврата к распределению неоднократно звучит. Есть определённые юридические вопросы, которые нужно совместно решать. Но мы эту работу ведём вместе с Министерством труда в рамках целевого приёма, то о чём Антон Олегович говорил. Непросто, в отличие от высших учебных заведений, работа идёт в системе СПО, потому что есть свои особенности, прежде всего, с региональными полномочиями. Но мы такую работу выстраиваем. У нас есть уже первые хорошие результаты, и будем эту работу развивать. Поэтому готовы также ещё раз обсудить и в рамках той стратегии, о которой Дмитрий Николаевич говорил, найти эффективные механизмы усиления этого института. Спасибо.

Сергей Кабышев:

- У меня вопрос заместителю Министра промышленности и торговли Роману Андреевичу Чекушову. Уважаемый Роман Андреевич, в настоящее время проблема устаревания знаний и обеспечения актуальности навыков стоит крайне остро. На всех уровнях профессионального образования идёт поиск оптимальных форм интеграции образования и производства, практического наставничества. Какие, по мнению Минпромторга, необходимы дополнительные меры с целью интеграции промышленных предприятий в подготовку кадров? Спасибо.

Роман Чекушов:

- Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги, большое спасибо за вопрос. Я несколько предложений озвучу, которые вот, как нам видится, позволят эту интеграцию увеличить. Первое. Сейчас ведётся работа по созданию образовательно-производственных кластеров. Сейчас уже вот в части промышленности таких кластеров создано 158, на следующий год 46, отбор уже прошёл, мы можем эту цифру обозначить, будет создано по девяти отраслям промышленности. Они создаются в важнейших отраслях промышленности – это радиоэлектроника, судостроение, авиастроение или это техническое оборудование, ну и многие другие. Эту работу, по нашему мнению, стоит масштабировать и продолжить.

Второе. В рамках предприятий сейчас уже создаются учебные центры. То есть сами предприятия готовы вкладывать в образование, в подготовку, переподготовку своих работников на наиболее дефицитных профессиях. Вот здесь мы бы совместно с коллегами предложили подумать с Минпросвещения над тем, чтобы включить данные учебные центры в Федеральный проект "Профессионалитет". Это позволит стимулировать и мотивировать предприятия участвовать в этой работе по созданию таких учебных центров.

И, конечно, здесь мы предлагаем поработать над налогооблагаемой базой с точки зрения того, чтобы расходы на образование, на подготовку своих работников, сотрудников можно было включать в расходы, связанные с производством. Это позволит также стимулировать, увеличить объемы данной работы.

Следующее, об этом уже мы говорили, работа над тем, чтобы включать такие образовательные учреждения в производственную цепочку. Причем мы здесь видим два направления перспективных.

Первое. Это работа по обратному инжинирингу. У нас агентство по технологическому развитию как раз занимается этим направлением. И здесь, нам кажется, колледжи могли бы активно вступить в эту работу, мы с Минпросвещения отработаем, предложим, может быть, несколько базовых направлений, по которым колледжи могут включиться и работать внутри субъектов, мы тоже эту работу скоординируем и организуем, чтобы предприятия размещали, может быть, небольшие заказы по комплектующим, ЗИПам, каким-то деталям на производственных мощностях учреждений среднего профессионального образования. Это позволит вот такую интеграцию обеспечить.

И последнее. Это целевой набор. У нас 11 тысяч человек в этом году целевые договоры заключили. Мы будем с предприятиями продолжать эту работу, чтобы он увеличивался. Это обеспечит некую устойчивость и предсказуемость с точки зрения кадров. Спасибо.

Николай Новичков:

- У меня вопрос к министру Кравцову.

Сергей Сергеевич, вот мы говорили про целевой набор для СПО, важная история. Но мы прекрасно понимаем, что большинство у нас учреждений СПО региональные, то есть, регионального подчинения. И не в каждом регионе есть все необходимые СПО, чтобы весь комплекс специальностей охватить.

Если, предположим, Томская область хочет заказать по целевому набору специалистов в Кузбассе, она этого сделать не сможет, это прямое нарушение законодательства, и наоборот, да. Эта проблема, например, касается таких важнейших кадров, как ветеринары. Да и многих, многих других. Причём если в Центральной России, может быть, это не настолько кричащая проблема, то Дальний Восток, Сибирь и Арктика – там сложности. Как мы будем расшивать эту ситуацию? Спасибо.

Сергей Кравцов:

- Николай Владимирович, спасибо. Вопрос важный, мы над ним работаем.

Действительно, у нас сегодня по законодательству в основном идёт подготовка в колледжи в тех регионах, в которых обучаются студенты. Ну, собственно говоря, об этом и был разговор, что в 90-е годы отдали колледжи в регионы. Они как учредители, соответственно, этим вопросом управляют.

Сегодня ситуация меняется, и мы в рамках "Профессионалитета" отрабатываем механизм, когда идёт заказ со стороны отрасли, а обучение может проходить и в других регионах, где, соответственно, есть материально-техническая база колледжа, где уровень подготовки соответствующий. И, конечно, этот механизм, отрабатывая сейчас в рамках "Профессионалитета", мы будем распространять на всю систему профессионального образования.

Но здесь есть и вторая очень важная тема, которую мы тоже разрабатываем, и просим. Здесь Вячеслав Викторович говорит о предложениях, изменениях, которые нам нужны в закон, когда можно обучаться той или иной специальности не только в одном колледже, но и в разных колледжах, тем самым совершенствуя, формируя те или иные навыки, и на предприятиях, не только в рамках своего колледжа. Вот поэтому, если вы нас поддержите, соответствующий законопроект у нас есть, это решило бы проблему.

Спасибо.

Валерий Гартунг (выступление от фракции):

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Только что с трибуны сошел спикер, который сказал, что либо ждать роботизации, либо готовить кадры. Вы знаете, либо, либо не получится, если не будете готовить кадры, то никакой роботизации не будет. Вот это первое, с чего хочу начать.

Дальше. Коллеги, тема сегодняшнего нашего "правчаса" – повышение роли системы СПО в кадровом обеспечении отраслей производства. Давайте мы с отраслей производства и начнём. А что же нужно нашему рынку труда? И какие проблемы сегодня стоят? Вот сегодняшнее обсуждение показало, что даже если мы внедрим проект "Профессионалитет" и сократим сроки подготовки специалистов с четырёх лет до двух с половиной, в любом случае минимальный срок подготовки будет два – два с половиной года.

Я сейчас, когда вот это слушал, взял и набрал директору по производству. И спросил: а сколько времени уходит на переподготовку кадров у вас на предприятии? Он мне сказал: по основному массиву профессий примерно месяц. Заметьте, два с половиной года, а на предприятии за месяц переподготовку проходят, причём это, если человек вообще нулевой пришёл.

Если он пришёл после ПТУ, ну, после колледжа, да, то сокращается, может в зависимости ещё от индивидуальной подготовки, всё-таки мозги тоже никто не отменял, они должны работать, то тоже может сокращаться срок до двух недель, до трёх, и некоторых даже до недели можно сократить переподготовку.

Вот теперь представьте, государственная система подготовки кадров в лучшем случае может менять свою программу раз там в два с половиной года. Но, возможно, какие-то разделы программы можно, наверное, в течение периода обучения менять, вполне допускаю. И период... скажем так, время реагирования на изменяющиеся запросы рынка у государственной системы может сократиться, допустим, до года. Это я, мне кажется, даже фантазирую, да, вот год это вообще самая, самая реальная возможность. Теперь сравните с тем, как может реагировать предприятие на изменяющуюся ситуацию на рынке. Зачем ждать, если нужно готовить кадры у себя на предприятии. Правильно.

Теперь давайте посмотрим, а что же мешает этому? Что получается, давайте мы возьмём Налоговый кодекс, статья 264, это состав затрат, который включается в себестоимость затрат, связанных с производством. Если предприятие оплачивает обучение в государственной системе СПО, либо в высшем образовании, это на всех распространяется, и платит туда деньги за подготовку кадров, то это всё списывается в состав затрат. Если предприятие само готовит эти кадры, то готовит их из чистой прибыли. То есть получается, что самый эффективный инструмент, которым обладают предприятия, сегодня никак не поддерживается государством, вообще никак. Вот вам и ответ на вопрос. Поэтому нагружать систему среднего специального образования тем, чтобы оно быстро реагировало на изменяющийся рынок труда, это в принципе невозможно.

Нам приводят в пример советскую систему подготовки кадров. Так давайте тогда вернёмся к системе советской и спросим: а почему она работала тогда? Потому что у нас была плановая экономика. Планировалось сначала сколько, чего, кто должен выпускать, пятилетние планы, а потом под это планировались кадры. У нас сейчас это есть? У нас сейчас этого нет. Под что мы будем планировать кадры? Вот хоть что с них, хоть какую стружку с них снимай, они реально не смогут.

Я вам могу сказать, мы проводили Совет Думы на предприятии в Челябинске, кто бы мог предполагать, что это предприятие вообще такую продукцию будет производить. Оно за полтора года практически на 90% обновило выпуск всей продукции, которую выпускает. На 90%! Соответственно, ему кадры нужны были совсем другие. Какая государственная система подготовки кадров могла бы обеспечить это предприятие? Никакая не могла бы. Как они это сделали? Да они просто брали продавцов, не знаю, парикмахеров, обучали их на станках месяц-два, и в течение этого периода увеличили в несколько раз объём производства, людей с рынка набрали, да, подняли заработную плату.

Поэтому первое, что нужно сделать, и сегодня заместитель Министра промышленности и торговли сказал, что, конечно же, нужно включать в состав затрат затраты на подготовку кадров на предприятиях. У нас на предприятиях, на каждом предприятии есть комбинаты по производственному обучению.

Я в своё время, когда пришёл в 1983 году на Кузнечно-прессовый завод, сам через это проходил. Хотя у меня был диплом с высшим образованием, красный диплом, но я ещё прошёл обучение по нескольким рабочим профессиям. Потому что, работая мастером, я должен был обладать этой квалификацией, чтобы спрашивать с людей за работу. Я сначала должен был разобраться, как она вообще, эта работа должна выполняться. Ну кто бы меня научил? Это я должен был пойти после вуза ещё два-три ПТУ закончить, ещё техникум, что ли? О чём вы говорите! А на предприятии в течение месяца я получил все нужные квалификации, понимаете. Поэтому, коллеги, это первое, что нужно сделать в обязательном порядке.

Теперь следующее. Быстро меняющийся рынок труда. Он будет меняться, но мир изменился. То, что было 30 лет назад и сейчас, совсем всё по-другому. Мало того, что требования к профессии меняются, у нас вообще промышленный уклад меняется. И пока вы набираете инженеров на одну программу, через пять лет, когда они выходят, там совсем другие требования. Я уже не говорю про бережливое производство.

Я могу сказать, что как только обновление кадрового состава происходит, опять на предприятии каждый раз нужно проводить по новой программу по обучению бережливого производства, обучать этим инструментам бережливого производства. А без этого никакого роста в производительности труда не произойдёт.

Про роботизацию, тут же я уже сказал, прежде чем у нас произойдёт взрывной рост роботизации, у нас должен произойти взрывной рост подготовки специалистов, которые будут это внедрять.

Ну, и последнее. Уже к предложениям перехожу. Нам нужно создавать фонд коммерческого жилья. Зачем готовить специалистов в одном регионе для другого региона, если у него нет варианта переехать туда, он где жить-то будет вообще? У него, что, везде квартиры? Ипотека вот у нас, да? Да ипотека, если он в одном месте купил, он уже никуда не переедет, всё, понимаете. Рынок коммерческого жилья должен быть.

Ну, и, конечно же, я думаю, что решение этой проблемы – нужно из регионов забирать её на федеральный уровень и решать на федеральном уровне. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International