Главным вопросом повестки октябрьской сессии АКЗС стало первое чтение проекта краевого бюджета на 2025 год и плановый период. Большинством голосов депутаты поддержали документ. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в АКЗС также проголосовала за финансовый документ, но указала на ряд вопросов, которые следовало бы доработать ко второму чтению. С комментариями к проекту бюджета выступил руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в АКЗС Александр Молотов:
- Основные требования фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" к бюджету сводятся к тому, насколько – даже в сегодняшних нелегких политических и экономических условиях – он обеспечивает достижение поставленных Президентом целей экономического роста, повышения благосостояния наших сограждан (особенно социально незащищенных категорий), а также успешного завершения СВО.
СРЗП всегда конструктивно подходит к бюджетному процессу и формированию бюджета, руководствуясь при этом не популистскими соображениями политической целесообразности, а цифрами и фактами. Как известно, наша фракция в Госдуме воздержалась при принятии в первом чтении проекта федерального бюджета на 2025 год и примет окончательное решение с учетом поддержки разработчиками бюджета предложений фракции ко второму чтению. Напомню, что СРЗП – единственная политическая сила в стране, которая не только критикует бюджет, но и готовит его альтернативный вариант. В этом году он превышает правительственный на 8,1 трлн рублей. Это позволит, например, увеличить финансирование сферы образования почти вдвое от предлагаемого. При этом расходы в версии наших федеральных коллег обеспечены дополнительными доходами, которые на 9,3 трлн выше, чем в проекте Правительства.
В случае же с краевым бюджетом ситуация принципиально иная. Мы прекрасно понимаем, что в доходной части бюджета (а она планируется в размере 167,4 млрд руб., что на целых 24,4 млрд руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2024 год при его принятии в первом чтении в прошлом году) с учетом нынешней экономической ситуации при всем желании нельзя было более существенно увеличить прогнозируемый объем собственных налоговых и неналоговых поступлений. Они и так запланированы в размере 110,7 млрд руб., что на 22 млрд руб. больше, чем изначально было запланировано в бюджете на 2024 год. То же касается и объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета – они запланированы в размере 56,6 млрд руб., что более чем на два млрд руб. больше, чем изначально было запланировано в бюджете на 2024 год. И от нашего желания их объем зависит далеко не в полной мере, поэтому остается лишь надеяться, что до рассмотрения краевого бюджета во втором чтении федералы еще увеличат эту сумму.
Тем не менее, вопросы к доходной части бюджета у нас есть. В том числе по корректности и адекватности статистических данных и прогноза социально-экономического развития края, на которых базируется проект бюджета. В частности, его разработчики полагают, что инфляция в Алтайском крае в 2025 году составит 4,5%. Напомню, что прогноз инфляции по текущему году недавно был повышен ЦБ РФ до 8 – 8,5 % (а по ощущениям людей она и того выше) и каких-либо весомых причин считать, что в следующем году она снизится почти в два раза, у нас нет. Наша фракция с учетом текущей ситуации и инфляционных ожиданий сомневается в реалистичности этой цифры, а ведь на нее разработчики бюджета ориентируются не только при формировании доходной части бюджета, но и, к примеру, в своих планах по индексации зарплат отдельным категориям бюджетников, а также ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям наших сограждан.
Расходная часть бюджета. В предлагаемом к первому чтению проекте закона она составляет 179,4 млрд руб., что, с одной стороны, на 21,4 млрд руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2024 год при его принятии в прошлом году в первом чтении, но, с другой стороны, почти на 10 млрд руб. меньше, чем в принятой на прошедшей сессии АКЗС окончательной редакции закона о краевом бюджете на текущий год (189 млрд руб.). Это очень существенный разрыв, и мы надеемся, что к рассмотрению проекта закона о краевом бюджете ко второму чтению он хотя бы частично будет сокращен за счет пересмотренных планов по повышению доходной и как следствие, расходной частей нашего бюджета.
А сделать это необходимо, поскольку прогнозируемые расходы краевого бюджета, на наш взгляд, не позволят нам решить ряд важных целей и задач. В первую очередь, по борьбе с бедностью (в том числе бедностью работающих граждан) – настоящим бичом Алтайского края. Да, разработчики бюджета предусматривают индексацию зарплаты упомянутых в указе бюджетников (указных категорий) с 1 января 2025 года уже на 13,2%, что обнадеживает, но неуказным категориям индексация предполагается лишь на 4,5% и то с 1 октября 2025 года. Это означает, что, если планы по индексации зарплат бюджетников неуказных категорий ко второму чтению не будут пересмотрены в большую сторону, жить они в следующем году станут хуже, чем сейчас, а никак не лучше. Подобные планы, вкупе с повышением с 1 января 2024 года МРОТ на 16,6 %, могут привести к нарушению принципа справедливости при формировании зарплат квалифицированных и неквалицифированных работников (а с этой проблемой мы уже столкнулись в текущем году) и, как следствие, к росту в крае социальной напряженности.
Не устраивают СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ – ЗА ПРАВДУ и планы по индексации на те же 4,5 % социальных выплат, установленных в твердой сумме (а это ЕДВ нашим ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным, педработникам и специалистам, проживающим в сельской местности – всего ее получают порядка 270 тысяч наших земляков). С учетом того, что корректировка всего лишь на такую же величину произошла и в текущем году, планы эти необходимо корректировать.
Есть у фракции и другие предложения к бюджету. В частности, мы предлагаем:
- увеличить поддержку наших муниципалитетов, причем не только через увеличение дотации на сбалансированность, но и посредством увеличения объема субсидии на реализацию проекта поддержки местных инициатив;
- повысить стипендию студентам, обучающимся в краевых организациях СПО;
- увеличить финансирование по разделу "Физическая культура и спорт", в том числе на организацию и проведение спортивных мероприятий;
- увеличить объем средств краевого бюджета, направляемых на поддержку волонтерских организаций;
- предусмотреть субсидии перевозчикам в связи с осуществлением ими пассажирских перевозок по социально значимым убыточным муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок общественным транспортом;
- предусмотреть увеличение объема средств краевого бюджета, выделяемых на проведение капремонта водозаборных скважин, установки водонапорных башен и станций очистки питьевой воды, капитального ремонта сетей водоснабжения.
Отрадно, что значительная часть наших предложений уже нашла поддержку у разработчиков бюджета, а по остальным они готовы продолжить консультации с фракцией. В связи с этим, фракция "СРЗП" приняла решение консолидировано поддержать предложенный законопроект в первом чтении и одновременно выражает надежду на конструктивное сотрудничество с краевым правительством и профильными комитетами и учет всех наших замечаний и поправок при доработке законопроекта перед принятием его в окончательной редакции на ноябрьской сессии.