Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом на заседании Общественного Экспертного совета по социально-экономическому прогнозированию и планированию:
- Добрый день, уважаемые друзья, коллеги, соратники!
Цель создания нашего Совета – оказание содействия в разработке Концепции социально-экономической модели развития нашей страны с учетом приоритета российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Это очень важно.
О необходимости разработки новой социально-экономической модели уже много лет говорим мы. Говорят и международные эксперты, в том числе в связи с глобальными трансформациями, которые происходят в мире. Мы видим кризисы, военные конфликты. Мы видим, что монополия одного государства и однополярный мир рушатся на глазах. И многополярный мир берёт своё. Недавний блистательно проведённый Форум БРИКС в Казани, на котором были представители 36 государств, и более 20-ти были представлены лидерами этих государств, это красноречивая иллюстрация к тому, как якобы Россию "изолировали". И приезд генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша тоже символичен и сам за себя говорит.
Сегодня, когда наша страна вынуждена проводить специальную военную операцию, разработка эффективной модели общественного бытия становится сверхактуальной для России. Уже для многих стало очевидным, что говорить о нашей окончательной Победе мы сможем, только когда разработаем и реализуем в собственной стране такую модель развития, которая будет привлекательна для всего мира. Этот образ будущего сегодня как некая цель витает в воздухе, и многие хотят сформулировать, а в будущем и показать. Но нас не устраивает то, что предлагает коллективный Запад. Далеко за примером ходить не надо. Открытие Олимпиады в Париже свидетельство упадка, и морального, и духовного, дальше можно продолжать...
В этой связи должен сказать, что сегодня действительно рушится однополярный мир. И мы понимаем, что наступает время для построения другой модели. Модели, основанной не на конкурентной основе, а на солидарности, цивилизационной идентичности, на сотрудничестве. То есть на традиционных духовно-нравственных ценностях всех цивилизаций Земли.
В интеллектуальных кругах всего мира очень хорошо осознают, что в этой работе Россия играет очень важную роль потому, что, находясь между Западом и Востоком, между неолиберальными и традиционными обществами, Россия в своей богатой истории опробовала и западный и восточный пути развития, получив прививки от крайностей обеих систем. Она имеет уникальный опыт ненасильственной интеграции разнородных евразийских пространств и народностей. Поэтому именно у нее наибольшие шансы сформулировать и предложить миру образ будущего и новую этику.
Я уже сказал о том, что у нашего Общественного Экспертного совета есть хороший задел. Созданию Совета предшествовала многолетняя, последовательная работа многих экспертов. В частности, не могу не напомнить, что в рамках Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации еще в 2007 году была разработана "Социальная доктрина России" как документа, раскрывающего конституционный тезис о социальном государстве.
В рамках соглашения между Федеральным народным советом и Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ наши эксперты проработали, рассчитали и предложили основные подходы к построению модели социального государства и солидарной экономики, которая обеспечит достойный уровень и высокое качество жизни нашего народа, а также безопасность и устойчивое гармоничное развитие России.
Я не буду долго говорить об этой модели. Уверен, что наши эксперты об этом скажут. Но хотел бы обратить внимание. Что эта модель предусматривает достижение ряда амбициозных целей.
В частности, конечно же, искоренение бедности. Здесь есть конкретные предложения. Я не буду на этом подробнее останавливаться. Эксперты об этом более подробно скажут.
Другая не менее важная цель, которая должна быть достигнута, – внедрение равноправных отношений в экономической сфере, сокращение вековых противоречий между трудом и капиталом и прекращение разрушительных процессов, базирующихся на войне бедных и богатых, а также многое другое.
Я абсолютно убеждён, что именно желание и требование солидарности сегодня должно стать основным.
Должен сказать, что мы сотрудничаем много лет с Российской Академией наук. И расчёты специалистов, проведённых на динамических математических моделях в профильных институтах РАН, подтверждают реализуемость этих идей, где говорится об изменении налоговой системы, о наполнении бюджета солидными деньгами и о перераспределении всего нашего большого базиса. Я отвлекаюсь немножко от текста доклада (я обращаюсь не к сенаторам, а к депутатам Госдумы), когда мы слышим, что звучит большое сожаление о необходимости социальной нагрузки: это пенсии, это пособия, это стипендии... Давайте с другой стороны посмотрим и скажем, а разве это не самая главная обязанность государства – обеспечить нормальное достойное существование и не просто существование, а жизнь своим гражданам. Наверное, тут необходимо всё-таки, как в народе говорят, лошадь впереди телеги поставить.
Конечно, наши предложения будут требовать широкого общественного обсуждения и законодательного оформления. И я очень рад, что депутаты Государственной Думы и сенаторы будут участвовать в этой работе.
Теперь несколько слов об организации работы нашего Совета согласно Положению: "социально-экономическая модель развития должна включать предложения по решению актуальных проблем в сферах, являющихся определяющим фактором устойчивого экономического и социального развития, таких как: научно-технологическая политика; демографическая политика и человеческий потенциал; развитие реального (промышленного и научно-производственного) сектора; экономики; справедливая налоговая и бюджетная политика; противоречия между трудом и капиталом; синергия межсекторного взаимодействия публичной власти, общества, бизнеса и научно-экспертного сообщества на всех уровнях публичного управления и многое другое".
Хотя все эти сферы, безусловно, связаны между собой, но они достаточно разнородны, и при проработке требуют участия разных специалистов, а все решения должны базироваться на научной основе.
По всей видимости, будет необходимо создать профильные экспертные группы по всем этим направлениям, включив в этот список и такое направление как комплексная схема пространственной организации территории страны, а также генеральную схему расселения.
Предлагаю включить этот момент (о создании профильных экспертных групп) в проект решения нашего сегодняшнего заседания.
Конечно же, обязательно встанет вопрос о взаимной координации работы этих групп между собой. Это очень важный вопрос, и его нужно отдельно предусматривать на примере организации работы сетевых структур. Я думаю, что мы сможем обеспечить такую координацию очень простым решением. У нас многие эксперты будут входить в несколько рабочих групп. И, если эксперты какой-то одной группы будет входить в состав другой, или в несколько других групп, они, собственно говоря, понимая, что в разных группах происходит, будут в том числе обеспечивать координацию.
Как я уже сказал, наша конечная цель – практическая реализация проработанных предложений. А это значит, что проработаны должны быть и практические механизмы их реализации, и те аспекты нормативных правовых актов, которые регулируют соответствующую сферу деятельности. Здесь, конечно, надо не забывать о необходимости возрождения современного аналога Госплана.
Понимая свою ответственность за предлагаемые решения, конечно же, необходимо будет проводить оценку рисков и последствий реализации предлагаемых управленческих решений. Думаю, что Николай Андреевич Махутов, возглавляющий комиссию РАН по снижению рисков и безопасности, поможет организовать эту работу в каждой из экспертных групп, которая будет прорабатывать варианты реализации своих предложений.
Уверен, уважаемые коллеги, что все выступления сегодня будут по конкретным предложениям о том, как сделать работу нашего Совета эффективной и результативной. Уверен, что у нас в конечном итоге всё получится.
Я хочу пожелать успешной и плодотворной работы.