О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о качестве услуг ЖКХ

23 октября 2024

 см. также ↓

23 октября в Государственной Думе в рамках "правительственного часа" "О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг" состоялись выступления Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина, Заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина. Вопросы задали депутаты фракции "СРЗП" в Государственной Думе Галина Хованская, Олег Нилов, Александр Аксененко, Юрий Григорьев. От фракции выступил Александр Аксёненко.

Галина Хованская:

- Уважаемые Марат Шакирзянович и Ирек Энварович!

С 2012 года не выполнены поручения Президента об обеспечении граждан с невысоким уровнем дохода жильем в наемных домах социального использования. Оно необходимо работникам ОПК, науки, потерявшим жилье на новых территориях, работникам социальной сферы и большинство регионов за такое жилье, Счётная палата – "за". В Правительство направлено предложение в готовящийся нацпроект. Договорились с Минстроем о запуске пилотного проекта по созданию наемных домов в четырех дотационных субъектах. Часть непроданного жилья может стать наемным как раз фондом, возможны межбюджетные трансферты, возможно субсидирование. И вопрос мой заключается в том, в каком количестве и как наемные дома социального использования будут отражены в нацпроекте?

Марат Хуснуллин:

- Спасибо, Галина Петровна. Мы тоже за наемные дома социального использования, но давайте мы разберемся, почему с 2012 года мы эту задачу не выполнили. Все-таки у нас есть законодательно закрепленные обязательства, принятые Государственной Думой, которые мы частично исполнили, а частично до сих пор не исполнили. Например, мы с вами занимались очень активно ликвидацией аварийного и ветхого жилья. С большим трудом, но прежняя программа в этом году завершается, мы ее выполнили. Но у нас за это время накопилась новая программа, еще большим объемом, которая пока 100% рублём не обеспечена. Это первое.

Второе. У нас 500 тыс. человек в стране имеют законные права на получение бесплатного жилья. Мы пока закрыли только 120 тыс. из тех ресурсов, которые у нас есть. Нам нужно закрыть и эту проблему тоже, и в бюджетах средств заложено пока в недостаточном объёме, но мы над этим работаем.

Третий системный вопрос. Наёмное жильё, оно может создаваться из двух основных источников: источник первый – бюджет, где у нас есть серьёзные ограничения; источник второй – внебюджет. Во всём мире стоимость аренды жилья и фондов, организаций, которые занимаются сдачей в аренду, они получают доходность от 2 до 5% годовых. Это во всём мире известно, фонды различные, да. Но тогда сколько должна быть стоимость денег? При сегодняшней стоимости денег мы можем создать коммерческое наёмное жильё? Не можем.

Теперь что говорить о квартирах, которые сегодня не распроданы? Да, они не распроданы, они, во-первых, на балансах у застройщиков, которые обременены банковскими обязательствами и счетами эскроу. И не может сегодня застройщик никуда эту квартиру деть.

Мы сегодня очень активно, Минстрой, регионы, внедряем программу КРТ, где мы очень надеемся, что часть жилья пойдёт на закрытие аварийного и ветхого жилья, что законодательно обязанность регионов. Как только аварийным признали, его обязан закрывать губернатор. Невыполнение – это прямое нарушение закона. Поэтому мы будем эту тему закрывать.

Мы сегодня продолжаем работать над арендным жильём. И, кстати, у нас сегодня эта тема отработана, 10 тыс. квартир через Фонд национального благосостояния на Дальнем Востоке реализовывается. У нас реализовывается ДОМ.РФ, но я могу сказать, ДОМ.РФ вот реализовывает программу, я вчера наблюдательный совет проводил, доходность 1,7%. Ну, мы при такой доходности какое арендное жильё? Оно очень капиталоёмкое. Поэтому мы пока финансово не можем себе это позволить.

Но если вы говорите о новых территориях... Мы, кстати, там занимаемся тем, что мы, действительно, жильё, которое сегодня освободилось, восстанавливается, мы передаём как манёвренный фонд, под дешёвую социальную аренду, тем, кто служит в СВО, работникам социальной сферы. Мы эти механизмы используем, их пока недостаточно.

Я с вами согласен. Давайте мы в новом проекте "Инфраструктура для жизни" посмотрим дополнительный механизм, как этот очень нужный инструмент сделать более активным. Спасибо.

Олег Нилов:

- Уважаемый Ирек Энварович! Долги за электроэнергию, за жилищно-коммунальные услуги превышают 900 млрд, по моей информации. Какой процент долга из-за, так скажем, бедности и нищеты граждан компаний, а какой от неплатежей жуликов и, извините, халявщиков? В результате за них через завышенные тарифы по сути платят законопослушные граждане и организации. Когда к неплательщикам, что называется, власть будет употреблена? Кто персонально за это отвечает?

И второе. В негазифицированных сёлах и городах, а это 25% территории России, где и так граждане сами – дворники, истопники, ассенизаторы, тарифы на электроэнергию больше, либо равны тарифам в городах, а для аграриев это вообще максимальные тарифы – 10–12 рублей за киловатт. Давайте снизим.

Ирек Файзуллин:

- Коллеги, вначале заседания Государственной Думы сегодня Вячеслав Викторович уже сказал, что работа с тарифами – это на основании предельных решений ФАС работа регионов. Поэтому в данном случае региональные компании (РЭК), они утверждают те тарифы. И вот уже было обозначено – давайте мы совместно, в том числе и в рамках региональных недель, будем рассматривать эти вопросы.

Вот мы с Андреем Михайловичем Макаровым на прошлой неделе договорились, что я по средам провожу совещание с регионами – ГРБС. И вот сегодня, в среду, по его просьбе, я пригласил всех министров финансов регионов, которые приняли участие в совещании, мы обсудили все те подходы, которые Правительство, все органы исполнительной власти по трансфертам отрабатывают с регионами. Такая возможность есть, каждую среду у нас совещание, где участвуют регионы, все ГРБС, которые стройкой занимаются, участвуют, поэтому эта возможность есть. И, конечно, понимание вот того, тех изменений, которые вы обозначили, они и нами, и Минэнерго проработаны. Я думаю, мы соответствующее решение в ближайшее время в этом направлении тоже внесём. Что касается неплатежей, то за последние два года удалось тенденцию снизить. Сейчас уже меньше 900, 833, и два года у нас идёт снижение. А собираемость увеличилась. В среднем по стране 101%. Но это тоже работа в ряде регионов, которые очень активно за это взялись и 110 превышают, то есть старую задолженность сегодня и судебными в том числе решениями. Мы же с вами во многом, коллеги, ограничены, мы зимой не можем отключить электроэнергию, не можем отключить тепло. Страна, в которой почти девять месяцев во многих регионах зима, значит, у нас остаётся мало времени на такие вот вопросы. Но серьёзно работают здесь и Минстрой, и Минэнерго со всеми структурами. У нас снизилась задолженность всех бюджетных организаций уровней и федерального, и регионально за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому здесь хочу отметить, что совместная работа привела к результатам. Поэтому всего оцениваем, что вот эти 2-3%, ну, не более двух, тот предел, когда это действительно какая-то жизненная ситуация и нужно заниматься в том числе органам соцзащиты, чтобы им помочь, а остальное, это или забывчивость, безалаберность, разные, в общем-то, решения. Поэтому ответственность управляющих компаний, организаций РСО в данном вопросе, она очень серьезная. И мы сегодня рекомендуем регионам создать единую государственную компанию, которая, будет управлять и являться супер-ЕРЦ в регионе. Те регионы, которые сделали это, и вот здесь Сергей Иванович Меняйло (глава Республики Северная Осетия – Алания – Прим. ред.) присутствует, они получили уже результат, и рост пошел, в том числе, по сбору прежней задолженности.

Спасибо.

Юрий Григорьев:

- Уважаемый Марат Шакирзянович, в сельских поселениях Забайкальского края, Хабаровского края имеются системные проблемы с прохождением отопительного сезона. Изношенность котельного оборудования и коммунальных сетей во многих населённых пунктах достигла критических уровней. Большинство котельных построены несколько десятилетий назад и не соответствуют современным требованиям, что ведёт... возможно приведёт к авариям, перебоям подачи тепла, как значительные, затраты на их эксплуатацию. Между тем, есть положительный опыт реализации программы строительства ФАП в сельской местности, который положительно сказался, что внедрило модульные решения с установкой современного оборудования, способного существенно улучшить качество жизни в удалённых районах и поселениях. В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность принятия федеральной программы реконструкции котельных в сельской местности по аналогии с программой ФАП с целью замены изношенных котельных на современные...

Марат Хуснуллин:

- У нас, коллеги, в новой программе модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотрен показатель, что не менее 20 млн человек должно улучшить качество потребления коммунальных услуг. Все инструменты, которые мы предлагаем губернаторам, это ИБК, это прямые средства модернизации коммунальной инфраструктуры, это списание задолженности, это прерогатива губернаторов, они должны выбрать, на что они будут тратить деньги в первую очередь.

Но я бы хотел, пользуясь случаем, обратить внимание на один момент. Про Забайкальский край вы говорите, и не первый раз этот вопрос поднимаете. Молодцы, вы за Забайкальский край радеете, но вот у Забайкальского края на сегодняшний день на остатках 19 млрд 757 млн, из которых 9 млрд 193 млн – это остатки бюджетов необусловленные целями и обязательствами, по данным Минфина. Может, всё-таки пересмотреть подходы и приоритеты, может, часть денег пустить на котельные, и тогда будет лучше. И вообще это вопрос к тому, я хочу, Вячеслав Викторович, озвучить, вы очень правильный вопрос ставите, Вячеслав Викторович, кто вообще и как обращает внимание на эту проблему. У нас остатков, необеспеченных целями и обязательствами, по всей стране 3 трлн 138 млрд. Может, половину от этого пустим на ЖКХ, и все проблемы решатся.

Спасибо.

Александр Аксёненко (выступление от фракции):

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Марат Шакирзянович, уважаемый Ирек Энварович!

В первую очередь хочется поблагодарить Минстрой, Ирек Энварович, вас за плодотворную работу перед нашим пленарным заседанием, "правчасом", очень много вопросов было снято на фракции. И отдельные слова благодарности за поддержку Минстроя, работу на новых территориях, восстановление новых территорий. Но сегодня мы говорим о нашей энергетической и коммунальной безопасности. Это не просто вопрос о том, чтобы было тепло и свет в наших домах. Это основа стабильной жизни, когда в зимние месяцы дома остаются без тепла, когда электричество становится роскошью и это не повседневная норма, это ставит под угрозу благополучие многих наших семей.

И состояние коммунальной инфраструктуры ухудшается, и мы видим это по авариям, которые с каждым годом увеличиваются. В прошлом году более пяти тысяч аварий с нарастающим эффектом в два раза больше, чем в предыдущем. 43% сетей в России требуют замены: водопроводы, теплотрассы и канализация. Ну, и здесь нужно говорить, что муниципалитеты и главы регионов используют лишь те возможности, которые у них есть и, латая дыры, несмотря на всю "дорожную карту".

И предложение нашей фракции – как раз-таки понять, где нуждаются в ремонте и какие сети: муниципальные, квартальные, региональные. Такой "дорожной карты" нет. Мы считаем, что её в первую очередь нужно создать.

И самое главное, это, конечно же, подходы к исследованиям, которые проходят. Зачастую у нас меняются целыми километрами сети, хотя, если использовать современные технологии, роботы и погружаться внутрь сетей, можно заменять всего часть небольшую, там 100-200 метров коммунальных сетей, а остальные сети будут дальше эксплуатироваться в должном характере. Поэтому необходима "дорожная карта" для планирования ремонта сетей с четкими сроками и объемами финансирования. "Дорожная карта" обеспечит прозрачность расходов и позволит людям видеть, когда и где будут проведены улучшения. Еще одна проблема – это рост тарифов. За последние 10 лет тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются. С 1 июля 2024 года тарифы снова выросли на 15% в разных регионах, при этом государство продолжает субсидировать ресурсоснабжающие компании, компенсируя им разницу между реальным тарифом и тарифами для населения, то есть компания получает поддержку, но доступность услуг для людей от этого не улучшается.

Это несправедливая система, которую необходимо менять. Нужно учитывать финансовую доступность услуг ЖКХ для населения, если доля домохозяйств, которые получают субсидии, превышает определенный уровень, это значит, что услуга становится недоступной и нужно сдерживать тариф.

Более того, в связи с ростом тарифов есть большая проблема снижения помощи малоимущим гражданам, ведь именно по ним больше всего бьёт повышение тарифов. Доля семей, получающих субсидии, упала с 6,5% в 2013 году до 4,4% в 2022-м, хотя тарифы продолжают расти.

Усиливает эту проблему ещё и региональное неравенство с помощью малоимущим гражданам. Например, в Москве максимально доступная доля расходов на ЖКХ составляет 10%, в Санкт-Петербурге – 14%. В моём родном Новосибирске и Магаданской области это 22%. Разница в уровне прожиточного минимума между регионами ещё больше усугубляет ситуацию. И получается тогда, что в Москве минимальный платёж может оказаться пять тыс. и в Магаданской области тоже пять тыс. примерно, а это совершенно две разные суммы в зависимости от доходов населения в разных регионах. Мы должны создать справедливую систему помощи малоимущим. Это означает, что в каждом регионе максимально доступная доля расходов на ЖКХ не должна превышать 15%. Сегодня ещё одна тема – это концессионные соглашения, про которые много чего сегодня говорили. Частные компании, управляющие коммунальными сетями, часто не инвестируют в модернизацию. В 2023 году было выделено больше 300 млрд рублей, большая часть которых пошла на модернизацию сетей, в том числе и в частных компаниях, но лишь 12% концессий, соглашений, включают в себя обязательства по инвестиции. Сегодня мы от КСП слышали, что эта цифра ещё больше, порядка 20%. Необходимо пересмотреть соглашения и обязать частные компании участвовать в модернизации сетей. Отдельная тема для разговора – это не только сети, это ещё и сами компании, которые генерируют энергию и тепло. У нас зачастую в регионах есть газ, пришёл газ, а частные компании, которые генерируют ТЭЦ, они работают на угле, тем самым ухудшая экологическую ситуацию в регионе, а это и демография, как следствие. Поэтому я считаю, коль мы рассматриваем систему в целом, нужно пересмотреть подходы, и если в регионе есть газ, то и ТЭЦ должны работать на газе.

Отдельная тема – модернизация коммунальной техники. Во многих муниципалитетах недостаточно коммунальной техники. В зимний период особенно не хватает снегоуборочной техники, что создаёт аварийные ситуации. Требуется и увеличение федерального финансирования для оснащения коммунальных служб.

Во многих регионах у нас существует ещё очень большая проблема, это ливневая канализация. Во многих городах её или практически нет, или она стала непригодной для использования, что вкупе, в совокупности с нехваткой техники формирует неблагоприятные условия при паводках, что разрушает и транспортную, и тепловую инфраструктуру. Кадровый дефицит. Помимо технического оснащения значительное влияние на качество услуг оказывает кадровый дефицит в жилищно-коммунальном комплексе. Сектор остро нуждается в квалифицированных специалистах, которые могут эффективно управлять коммунальными службами, планировать проекты, модернизировать сети.

Дефицит ощущается как среди рядовых работников, так и среди руководителей, специалистов по планированию и привлечению инвестиций, управлению качеством. Для улучшения ситуации необходимо разработать профессиональные стандарты для работников ЖКХ.

И в заключение. Таким образом, чтобы решить проблему в сфере ЖКХ, нам нужен комплексный подход. Мы говорим о необходимости модернизировать сети, создания справедливой системы адресной помощи малоимущим и пересмотре конституционных соглашений. Только такие меры позволят нам создать систему ЖКХ, которая обеспечит энергетическую и коммунальную безопасность нашей страны. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International