26 сентября Государственная Дума отклонила проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных гарантий лицам, осуществляющим уход за ребёнком" (об увеличении продолжительности включаемого в страховой стаж периода ухода за каждым ребёнком и установлении повышенных индивидуальных пенсионных коэффициентов в отношении периодов ухода за четвёртым и последующими детьми). С докладом и заключительным словом выступил заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наш законопроект касается поддержки семей с детьми, в частности, матерей, которые имеют детей и имеют статус многодетных матерей.
Мы с вами, как известно, строим систему поддержки, она у нас существует. Действительно, можно отметить, что примером и фундаментом такой поддержки является Федеральный закон № 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятый 29 декабря 2006 года, и институт материнского капитала, и целый ряд других моментов. Но вот мы предлагаем обратить внимание на ряд, так сказать, нестыковок или несправедливостей, как угодно можно на это посмотреть.
Первый пункт, который мы предлагаем, – это учёт в период страхового стажа периода ухода за ребёнком. Законодательство наше с вами, которое мы утвердили, даёт возможность матерям на три года уходить в отпуск. Как бы мы принимаем и соглашаемся с тем, что вот три года нужно, если у человека есть ребёнок. Он должен за ним ухаживать три года. Это нормально, это правильно, это необходимо. А в страховой стаж почему-то учитываем только полтора года. Как таковая логика отсутствует.
То есть мы, с одной стороны, даём льготу, что полтора года, вроде как, тебе надо, но ещё полтора года, если ты хочешь, так сказать, накопить на пенсию себе, тебе нужен страховой стаж, поэтому как-то старайся, крутись, давай работай. Если мы даём три года отпуска по уходу за ребёнком, то давайте три года будем засчитывать в трудовой стаж.
Особенно это нелепо и неестественно выглядит в отношении многодетных семей, отсюда вытекает второй пункт. Накопление идёт трудового стажа, но опять ограничение у нас в законе: не более шести лет. Есть у нас семьи, которые рожают троих, четверых, пятерых детей, а у них всё равно идёт ограничение – шесть лет. Разве это справедливо?
В качестве аргументов, когда мы обсуждали это на комитете, приводилось, что, до этого и такого срока не было, и мы его увеличиваем постепенно, что вот сейчас уже шесть лет стало, было четыре. Всё это хорошо, но, когда мы те решения принимали, другая ситуация была в стране, коллеги. У нас с вами сейчас катастрофа. Этим летом у нас впервые за месяц меньше 100 тысяч детей родилось. То есть дальше будет ещё хуже. Это говорит о том, что методы и тот фундамент, который мы даём по поддержке семей с детьми, не работает. Необходимо делать ещё более серьёзные шаги, более глубокие.
Мы предлагаем убрать это ограничение, чтобы ни шесть лет, ни девять, нисколько. Вот сколько есть, столько и учитываем. Три года за одного ребёнка, шесть детей – значит 18 лет. Тем более у нас с вами есть норма, что многодетная мать может уйти досрочно при наличии стажа 15 лет. Так давайте мы им дадим возможность накапливать эти 15 лет, будучи просто матерью, то есть вот родила определённое количество детей, воспитала их до определённого возраста, и ты получаешь от государства право уйти досрочно на пенсию. Это будет серьёзный стимул, коллеги, для того, чтобы мы поддержали тех, кто уже встал на путь многодетности, понимаете? Ведь это не те, кто думает: рожать, не рожать? Они уже воспитывают, могут ещё одного, как вот в народе говорят, сделать. И это будет весомая, так сказать, поддержка.
И третий пункт. Предлагается установить индивидуальный пенсионный коэффициент для исчисления размера страховой пенсии за периоды по уходу за четвёртым ребёнком и последующими детьми. То есть данная новелла позволит исключить действующее в настоящее время ограничение на начисление коэффициентов в период ухода за ребёнком лишь четырьмя детьми. Мы предлагаем докрутить эту меру для тех, кто рожает больше, потому что мы с вами опираемся на многодетных сегодня. Это очевидно, для экономики это просто невооружённым глазом видно. Понятно, что это не те меры, которые прямо сильно радикально всё изменят, но это те вещи, которые мы в состоянии сделать, донастраивая эту систему.
Семьи, которые имеют более четырёх детей, являются наименее социально защищёнными, и, если мы будем применять коэффициент 7,2 при рождении и воспитании четвёртого и последующих детей при расчёте страховой пенсии, для них это тоже будет стимул. То есть мы тем самым многодетным родителям будем увеличивать с вами пенсию, не только досрочно их выводить, но и увеличивать эту пенсию.
Теперь о том, сколько это стоит. Вот по расчётам Минтруда принятие данного федерального закона повлечёт за собой затраты в размере не более 20 миллиардов рублей в год.
Коллеги, мы с вами принимали летом поправки в Налоговый кодекс и изменяли налоговую систему, и мы чётко видим, что это те деньги, которые вполне по силам нашему государству сегодня на этом этапе. Почему этого не сделать? Ну и, кроме того, доходы-то всё равно увеличиваются. У нас с вами растёт экономика, поступления. Вот сегодня мы обсуждали данные Росстата и по НДФЛ, и поступления в пенсионный, вернее, в социальный и медицинский фонды. Поэтому деньги есть на самом деле.
Поэтому давайте поддерживать семьи с детьми. Давайте им будем создавать условия для выхода досрочного на пенсию. Это ведь право. Понимаете? Мы их не заставляем, но у них будет право и гарантия. Они и дальше будут работать, потому что многодетные семьи – это трудяги. Понимаете? Но это будет тот самый союз, который государство должно заключить с гражданами.
Спасибо.
Заключительное слово:
- Спасибо. Я буквально коротко.
Тема-то вот о чём. И на комитете у нас это тоже звучало о том, что, знаете, вот эти пенсионные льготы как бы ничем не обеспечены, потому что у нас страховая пенсионная система, поэтому, вроде как, и не нужно разгонять эти льготы дальше. Соглашусь. Мы, весь коллектив авторский, с этим согласны.
Но понимаете, в чём дело? У нас принципы пенсионной системы расходятся с целями по демографии. Вот есть точка зрения, что не надо вообще пенсионную систему связывать с целями демографическими, но, тем не менее, жизнь это заставляет делать. Поэтому мы здесь должны определиться: мы либо цели тогда должны поменять демографические и сказать, что, мы не можем использовать свои инструменты государственные для этого. Либо всё-таки поправить пенсионную систему и её принципы и сказать, что, да, государству необходимо поддерживать семьи с детьми, в том числе пенсионными льготами. И тогда это будет совершенно понятно, почему государство платит за эти страховые периоды.
Спасибо.