26 июня Государственная Дума приняла проект федерального закона № 639671-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год". С докладами выступили Министр финансов Антон Силуанов и Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Александр Ремезков и Андрей Кузнецов, выступил Михаил Делягин.
Александр Ремезков:
- Уважаемый Антон Германович, расходы на обслуживание госдолга с 2019 по 2023 год увеличились в 2,4 раза, при темпе роста расходов бюджета в 1,8 раза, а расходы на его обслуживание уже в 2023 году составили 1,7 трлн рублей, что на 206 млрд рублей больше утвержденного законом и на 393 млрд рублей больше, чем в 2022 году.
Это связано, прежде всего, с увеличением объёмов привлечения долгосрочных госзаимствований, доля которых в общем объёме госдолга увеличилась до 98%. И в этом году расходы на обслуживание госдолга составят более двух трлн рублей, а в 2026-м дойдут уже до трёх трлн. Прогнозирует ли Минфин России отказаться от таких расточительных расходов и предложить иные источники финансирования целевых инвестиций? Спасибо.
Антон Силуанов:
- Уважаемый Александр Александрович, уважаемые депутаты! Но мы заимствуем на рынке почему? Потому что у нас дефицит бюджета, да, дефицит бюджета складывается, поэтому очень важны бюджетные правила, которые говорят о том, что дефицит может формироваться только в пределах объёма расходов по обслуживанию долга, то есть мы имеем первичный баланс.
В предыдущие годы мы отходили от бюджетных правил, в предыдущие годы мы больше занимали на рынке, поскольку требовалось больше расходов. Поэтому в этих условиях и мы видим, что возникли у нас и где-то последствия, ставки увеличивались, сегодня тоже ставки достаточно высокие, но для того, чтобы профинансировать расходы, нам, помимо доходов, нужно ещё и заимствовать на рынке.
Поэтому, когда вы говорите, почему такие длинные заимствования? Потому что мы так распределяем объём расходов по погашению долга с тем, чтобы не было "горбов" у нас на среднесрочной перспективе, с тем, чтобы не было такого, что сегодня пусто, а завтра густо, что называется, и тогда нужно будет ещё больше заимствовать на рынке. Создаётся такая пирамида, которая требует дополнительных объёмов заимствования, соответственно и повышаются процентные ставки на рынке.
Поэтому участие Минфина на финансовом рынке всегда очень аккуратное, такое тонкое дело, и мы стараемся. Конечно, мы не выступаем за то, чтобы если и осуществлять заимствования, то по минимальным в соответствующий период ставкам или уровням, поэтому мы иногда и отменяем аукционы, потому что видим, что нам наши финансовые институты выкатывают огромные проценты по нашим заимствованиям, отменяя в таком случае аукционы, пока рынок не успокоится. Поэтому мы как никто другой, как другое ведомство заинтересованы в том, чтобы процентные ставки снижались на рынке, стоимость заимствований снижалась, а для этого нужно проводить ответственную бюджетную политику, согласованную с Центральным банком и с денежно-кредитной политикой. Спасибо.
Анатолий Кузнецов:
- Уважаемый Антон Германович! Правительство, как здесь уже было сказано, закончило прошлый год с достаточно серьезным объемом неосвоенных средств, и среди них есть и такие невостребованные социальные пособия и льготы более чем на семь млрд. Я хочу напомнить, что сопоставимые средства мы здесь просили, когда обсуждали вопрос двойных пенсий по потере кормильца и по инвалидности для детей-инвалидов, потерявших одного или обоих родителей. И Правительство тогда отказало в согласовании такого законопроекта. Но, оказывается, вот, деньги есть, они лежат без пользы.
Как вы можете прокомментировать в целом проблему неосвоения средств? Понятно, что технические есть причины, но как от этого уйти?
И второе. Всё-таки социальные деньги, может быть, мы будем направлять туда, где нуждаются? Спасибо.
Антон Силуанов:
- Уважаемый Андрей Анатольевич! Уважаемые депутаты!
Действительно, у нас по ряду социальных обязательств есть экономия, и связана эта экономия в первую очередь с изменением количества получателей. И если такое количество получателей меньше, то деньги остаются.
Вы говорите, давайте их направим на расширение обязательств по другим статьям расходов. В принципе, конечно, это можно сделать, но если мы расширим эти обязательства, они уже будут нам и на будущее требовать дополнительных ресурсов.
Поэтому мы сейчас подготовили предложение по поправкам в бюджетное законодательство о том, что в случае, если по социальным обязательствам мы видим, что намечается экономия, то эти деньги можно будет перенаправлять, не ждать конца года и не сдавать их в Резервный фонд Правительства, а перенаправлять в ходе исполнения бюджета на более важные социальные обязательства, которые требуют непосредственно сегодняшней поддержки.
Поэтому такая поправка у нас в предложениях по уточнению в Бюджетный кодекс есть. Будем более эффективно использовать ресурс, который в ходе исполнения высвобождается. Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), дорогие друзья!
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" очень хотелось бы поддержать отчёт об исполнении бюджета на 2023 год, но мы лишены такой возможности Минфином, который превратил его в бюджет стагнации и разрушения, цинично именуемым "перегревом экономики" и полностью игнорирует наши предложения по превращению его в бюджет комплексной социально-экономической модернизации.
Но мы не можем поддержать исполнение бюджета не только из-за игнорирования необходимости предложений по его трансформации из бюджета закрепления положения России как экономической колонии в бюджет обретения нашей Родиной свободы и независимости и в экономической сфере.
Прежде всего, приоритетом Минфина и всей бюджетной политики в 2023 году оставалось дотирование за счёт наших избирателей финансовых спекулянтов при помощи заведомо ненужных займов под оглушительные проценты. Да, в 2024 году от этой политики начали отползать, скорее вынужденно, чем осознанно, но в 2023-м она не только была закреплена в бюджете, но и продолжалась. Расходы на обслуживание госдолга превысили утверждённые нами на 13,5%. Конечно, и при привлечении Фонда национального благосостояния. Конечно, есть смягчающие обстоятельства. Прогнозы Минэкономразвития, на основе которых разрабатывается и исполняется бюджет, как и всегда имеют мало отношения к реальности. О качестве, о реальных целях, как минимум Минэкономразвития, свидетельствует то, что на четвёртый квартал этого года в качестве прогнозной задачи намечено полное прекращение экономического роста.
В самом деле, если рост первого квартала 5,6%, в целом за год 2,8%, ниже статистической погрешности, кстати говоря, то в ситуации плавного развития или, вернее, методического удушения экономики под безумным предлогом её перегрева на четвёртый квартал намечено прекратить экономический рост вовсе. Но Минфин не возражает против этого и своими действиями усугублял последствия Минэкономразвития. Счётная палата отмечает нарушения Минфином даже разработанных им же общих требований к методике прогнозирования доходов и скромно указывает, что "как и в предыдущие годы актуальными остаются нарушения законодательства в сфере учёта федерального имущества и регистрации прав на него".
Фирменный почерк Минфина – вопиющая неравномерность исполнения бюджета, спасибо Борису Юрьевичу, что отметил это. Расходы декабря в 2,3 раза выше, чем в среднем в остальные 11 месяцев, включая январь, когда Правительство впервые правильно провело масштабное авансирование расходов на весь год. Это наглядная иллюстрация неэффективной, непрофессиональной работы именно Минфина.
Предельно неритмичное финансирование страны дестабилизирует её не хуже враждебного внешнего воздействия. Почти половина декабрьских расходов – 2,7 трлн, что превышает среднемесячные расходы января-ноября, осуществлена в последнюю неделю 2023 года. В последнюю неделю, я не оговорился.
В последнюю неделю года на закупки товаров, работ и услуг направлено более 770 млрд. Вдумайтесь, как успеть их использовать? В последнюю неделю года Социальному фонду перечислено более 360 млрд межбюджетных трансфертов, которые надо еще до регионов довести. Почти 130 млрд было в последнюю неделю года отправлено на капитальные вложения. Что можно построить на эту сумму в последнюю неделю года?
При этом не исполнены бюджетные ассигнования на 614 млрд рублей. Спрашиваю у Минфина, почему? А они вопроса не понимают. Целый начальник департамента, глядя в компьютер на ВКС, заявляет, НДС составляет 3,7%. На вопрос, от чего исчисляются эти проценты, что они значат, потому что моё воображение это объять не в состоянии, обещает прислать письменный ответ, мы его ждём до сих пор. Может быть Антон Германович сумеет пояснить, раз у его начальника департамента нет времени.
Но на вопрос о причинах неисполнения бюджетных ассигнований ответ пришёл: 614 млрд, они не исполнены, потому что (внимание) малый бизнес не выбрал субсидий на девять млрд, эти девять млрд пришлось перебросить на другую статью. Я попытался объяснить, что девять млрд меньше 614, если их потратить по другой статье, общие расходы не уменьшатся. Опять-таки пообещали письменный ответ, но в этом случае дали.
Значит, повторюсь, первое. Почему не использовали 614 млрд? Второе. По каким статьям?
Письменный ответ, исчерпывающий, в стиле Минфина: а мы их и не использовали (точка). До свидания. Все свободны.
Слава Богу, то, чего не знает или не хочет знать об исполнении бюджета Минфин, знает Счётная палата, спасибо ей.
И среди причин неисполнения бюджетной сводки по расходам она называет отсутствие решений Правительства об использовании зарезервированных средств на 160 млрд рублей. Не то, что эти деньги избыточны, это другой разговор, не в связи с невостребованностью, а в связи с отсутствием решений. А почему нет решений Правительства? Потому что Минфин должен был их подготовить, но не подготовил? И вы хотите, чтоб мы это утвердили?
Дальше. В ходе исполнения бюджета Резервный фонд Правительства был увеличен в 24 раза до 4,3 трлн рублей. Вот такая замечательная таблица умножения, в 24 раза отклонение. Мы говорили, мы криком кричали, что Резервный фонд, установленный в 180 млрд, это издевательство над бюджетом, здравым смыслом и страной. Нам даже не возражают, для Минфина голоса избирателей, судя по всему, не существуют. И всерьез они ждут, что мы отчёт об этом примем? Но, может быть, для Минфина не пустое место хотя бы приоритеты Правительства, в которое он вроде бы входит.
Премьер Мишустин объясняет главные приоритеты: станкостроение, электроника, тяжелое машиностроение. Госпрограмма номер 16, в которую входит реализация станкоинструментальной продукции на 4,9 млрд рублей. Не знаю, как удалось достичь такого выдающегося результата, когда какие-то заводы вроде бы работают и неплохо работают, результат ноль исполнения этого дела. Программа предусматривала выдачу льготных гарантий станкоинструментальным предприятиям на три млрд рублей. В реальности выдано в 100 раз меньше, на 30 млн. Льготными гарантиями на три млрд рублей предполагалось увеличить выпуск станкоинструментальной продукции на сногсшибательную сумму, на один млн рублей. Вдумайтесь, какая прекрасная таблица умножения. Ну, правда, не срослось, не вышло.
Другой приоритет Правительства – развитие электроники. Возможно, именно проявлением ее приоритетности стало сокращение бюджетной росписи по госпрограмме "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" по сравнению с бюджетом более чем на 20% с последующим недофинансированием еще более чем на 15%. В результате выделено на треть меньше.
Поддержать и одобрить такое отношение Минфина к приоритетам Правительства мы, увы, не в силах, к сожалению.
Увеличение дебиторской задолженности, да, конечно, это объективно. Потому что авансирование, более долгосрочное планирование работ – это правильно. Почему Минпром сокращает дебиторскую задолженность, хотя, вроде бы всё должно идти через него, а Минцифры увеличивает чуть ли не в шесть раз? Понимаете, это не эффективный менеджмент, а это фиктивный менеджмент. Боюсь, его надо не утверждать, а лечить. Слава Богу, Вячеслав Викторович назвал направление этого излечения. Спасибо.