6 мая Государственная Дума отклонила законопроект фракции "СРЗП" № 371469-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения дополнительных государственных гарантий реализации права на получение дошкольного образования". С докладом выступил Олег Нилов. С содокладом – член Комитета по просвещению Лариса Тутова. В дискуссии принял участие депутат фракции "СРЗП" Николай Новичков.
Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
В Год семьи, вот как раз как яичко к Христову дню, подоспел наш законопроект об обеспечении гарантий нашим родителям, тем, которые услышали призыв, многократные призывы услышали и Президента, и нас с вами, и стали родителям в первый, второй раз, особенно молодыми родителями, которым нужна поддержка. В чём поддержка нужна? Да в том, чтобы ребеночка в ясли или в садик отправить. Это первая потребность. Мы решаем эти проблемы годами. Президент говорит "углубить", "расширить", "увеличить", а статистика, вещь такая, печальная во многих регионах.
Я вам могу сказать, что, например, в Тыве, Адыгее, Дагестане, Тюмени на 140-130 детей 100 мест в детских садах. Представляете, какая катастрофа для молодых семей, когда 30-40% детей не имеют гарантии получения дошкольного образования в яслях и детском саду. Да, проблемы, да, дорого, да, долго строить ясли и детские сады. А причем здесь семьи? Причем здесь дети?
Что мы предлагаем? Вот такую монетизацию, которую много раз государству уже предлагали, использовали, отрабатывали. Давайте монетизируем это право: нет места в детском саду, по нашему закону, будьте любезны хотя бы МРОТ детский дайте родителям, родители на эти небольшие денежки, может быть, бабушку уговорят посидеть с внуком, это может быть такое решение проблемы, может быть, они найдут поблизости частный детский сад. Сегодня в частных детских садах 2% наших детей, значит, всё-таки попадают, но для большинства молодых, небогатых семей это недоступно, поэтому не востребована эта форма частного бизнеса. А если появятся вот эти денежки, то, я вас уверяю, увеличится количество вот таких возможностей.
Ещё какой плюс? Нам нужны рабочие руки. Мамы готовы работать, приносить пользу государству, пополнять семейный бюджет, выводить из бедности семьи с детьми, но мама повязана. Вот посмотрите, сколько аргументов. И я не понимаю, коллеги, как вы можете не поддерживать это предложение, по справедливости это предложение. Теперь давайте по деньгам посмотрим. Мы тут навели справочки. Сегодня МРОТ государство тратит только на заработную плату ребёнку, который ходит в детский сад и в ясли, только на заработную плату МРОТ утекает из бюджетов, а ЖКХ, там и прочие расходы на строительство, на инфраструктуру – это в разы большие деньги.
Уважаемые коллеги, ну, сведите вот эти циферки в голове и получится, что сегодня государству выгоднее предоставить, ну, нескольким процентам семей право получать вот такую небольшую плату, если она их устраивает, а не тратить миллиарды и миллиарды на то, чтобы возводить новые детские сады и ясли, нужно оплачивать и заработную плату, и всё остальное. Получается, что проблему можно решить сегодня, вот сейчас проблема может быть решена, потому что семьи, которые выберут эту форму, ну такой монетизации за ясли, детский сад, может быть, освободят даже свои места в тех детских садах, куда им, может быть, неудобно возить, может быть, некому возить, и проблема будет решаться ну пусть не на 100%, но я уверен, очень сильно будет решаться.
Поэтому, коллеги, просьба поддержать и, действительно, сделать шаг к решению больнейшей проблемы, тем более в Год семьи, вот есть такое предложение. Готовы выслушать аргументы против, если нет аргументов против, значит, надо голосовать за. Спасибо.
Николай Новичков:
- Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
У меня вопрос к содокладчику. Вы обозначили опыт Ленинградской области и Башкортостана. А вы знаете, что опыт выплат мамам, которые не отдают детей в садики, дошкольное образование, этот опыт более широкий в России, чем два субъекта Федерации? Изучали вы этот вопрос? И понимаете, что как бы это же сделано, и это работало, и работает. Может быть, там в регионах тоже не дураки сидят?
Спасибо.
Лариса Тутова:
- Николай Владимирович, спасибо большое. Вы сами сейчас противоречите тому, что спрашиваете. Действительно, такой опыт есть и в других регионах. Но просто для краткости я назвала два региона. Это хорошая практика. И ведь дошкольное образование, у нас это полномочие субъекта.
И, если есть такая возможность в субъектах, то это их право, они могут этим правом пользоваться и помогать, и вот такую компенсационную помощь родителям оказывать.
Спасибо.
Нина Останина (председатель Комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства):
- Вопрос Олегу Анатольевичу.
Олег Анатольевич, аргументов против нет, конечно, и быть не может, поэтому будем поддерживать законопроект.
Но, скажите, пожалуйста, ведь родители тоже бывают разными, и не находите ли вы необходимым ко второму чтению поправить этот законопроект для того, чтобы не в натуральной форме выделять эти деньги, а в виде сертификата? Ну, вот, предположим, как сертификат на маткапитал, чтобы не было соблазна, с одной стороны, а, с другой стороны, был механизм контроля за тем, что эти деньги пойдут по назначению.
Спасибо.
Олег Нилов:
- Ну, и да, и нет. Понимаете? Вот сертификат, как я понимаю, может быть положительно воспринят как раз такими частными детскими садами или какими-то образовательными частными учреждениями, где этот сертификат, так скажем, принимают и превращают в платёж, в платёжное средство.
Ну, а в том случае, про который я как раз говорил, что, если это будет родная бабушка или ещё какой-то родственник, или сама мама, да, вместо работы, вместо заработка она получит эти деньги как компенсацию такого права на дошкольное образование детей, которое государство не предоставляет.
Поэтому я бы считал, что да, должен быть контроль, но вот настолько не доверять родителям, тогда нужно ставить вопрос об их правах вообще, если они деньги, которые им государство выдаст как часть компенсации на дошкольное образование, используют иначе. Таких случаев может быть много, но исключения какие-то тогда они должны составлять, и, на мой взгляд, это не следует делать.
Спасибо.
Анатолий Выборный (заместитель председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции):
- У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Анатольевич, скажите, пожалуйста, в случае принятия проекта федерального закона о каких средствах идёт речь? Сколько потребуется на его реализацию? Поскольку в финансово-экономическом обосновании я этих цифр не увидел.
Есть ли статданные на этот счёт или другие аналитические материалы, которые можно было бы принять за основу проектируемых новелл? А главное, есть ли эти средства в соответствующих бюджетах? Спасибо.
Олег Нилов:
- Да. Во-первых, не в соответствующих бюджетах. Мы предлагаем эти средства найти в федеральном бюджете. Понятно, что в регионах, где эта проблема наиболее острая, в этих регионах, как раз причина кроется в том, что регионы недостаточно имеют собственных средств, недостаточно помощи от бюджета федерального.
Для справки вам скажу, что сегодня по России на 106 детей мы имеем 100 мест в детских садах. Поэтому вот смотрите, это 6% наших детей, 6% той суммы, которая сегодня должна быть государством в обязательном порядке посчитана, предоставлена. Понимаете?
Ведь когда мы бюджет принимаем, Александр Дмитриевич, скажите, мы же его должны рассчитывать. Есть у нас, грубо говоря, вот 106 детей, да, а мест 100 в детских садах, но мы должны закладывать сумму на 106 детей. Мы должны закладывать эту сумму. И если на шесть детей нет мест, то деньги в федеральном бюджете должны остаться. И я как раз предлагаю тратить не 50 и больше тысяч в месяц на содержание одного ребенка, а всего лишь 15. Поэтому деньги точно в бюджете должны быть заложены на обеспечение гарантий прав наших самых маленьких граждан получать дошкольное образование. При представлении бюджета Правительство обязано заложить эти деньги. А дальше мы с вами должны решить вместе с региональными деньгами, а что делать, если пока детских садов еще не построено? Вот что мы должны сделать. Мы должны часть этих денег направить в семьи, а часть останется в бюджете пока невостребованной, поэтому денег на детей, на их образование у нас точно хватает в бюджете.
Спасибо.
Светлана Бессараб (член Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов):
- Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Хотела задать вопрос автору законопроекта. Уважаемый Олег Анатольевич, у нас в Краснодарском крае за последние пять лет построено 37 дошкольных образовательных организаций, 24 находятся в стадии строительства. То есть хочешь строить – строй.
Вы говорите, что вы хотите простимулировать муниципалитеты к строительству детских садов, но при этом предлагаете деньги из федерального бюджета. В чём стимул тогда, непонятно. Строишь – получаешь из бюджета, не строишь – получаешь это без бюджета. А вот когда работают национальные проекты, вот здесь как раз можно поверить Ларисе Николаевне в том, что выпрямляется ситуация и у нас действительно сегодня всё меньше и меньше становится проблем с образовательными организациями.
Олег Нилов:
- Да, стимула не хватает. Только кроме денег иногда в качестве стимула хорошо бы применять и кнут.
Вот если бы вы сказали, что через год, через полтора-два проблема будет решена и голову даю на отсечение или что-нибудь ещё другое, или кто-нибудь вышел бы, чиновник, министр, сказал бы это, можно было бы как-то соглашаться. Но проблеме уже десятки лет, и мы всё об одном и том же, об одном и том же: вот завтра, послезавтра, может быть, осталось чуть-чуть, полпроцента осталось там, да. Ну, так тем более тогда, если полпроцента осталось, так это крохи.
Я говорю про справедливость, да, про закон, Конституцию. Если не гарантировано право конституционное и вы сегодня ущемляете права, пусть половины процента маленьких граждан и их родителей, так ответьте, ответьте рублем, а не словами о том, что мы работаем, вот-вот чуть-чуть еще мы поднажмем и будет светлое завтра, послезавтра. Когда оно будет?
Мы сейчас говорим о том, чтобы демографический рост в России был взрывным, а вы даже сегодняшнюю рождаемость не можете обеспечить на полпроцента или на 6%, как я говорю. Вот эта статистика лукавая такая девушка власти.
Поэтому заплатите деньги сегодня – сейчас родителям и не подвергайте себя опасности быть привлеченными по суду, я имею в виду власть и тех людей, которые не обеспечивают это право, а иначе я бы предложил родителям сейчас идти в суд и требовать равенство права вот таким образом. И можно требовать не просто МРОТ, как я предлагаю, а полную стоимость, которую государство должно потратить на обеспечение этого места в детском саду. Пока строите, платите ему компенсацию, вот и все о чем я говорю. Или тогда давайте менять Конституцию, где это написано, попробуйте, если у вас получится.
Олег Нилов (заключительное слово):
- Спасибо, коллеги, за дискуссию. Надежда у меня есть, что вопрос будет решен и именно в этом году. Надеюсь, что новое Правительство, которое, кстати, мы скоро будем здесь лицезреть и общаться и на фракции, и с премьером, и с профильными министрами по этому вопросу, может быть, как-то более откровенно и более справедливо будут аргументировать свои ответы, ну а наши решения будут зависеть от этих ответов.
Пока могу сказать, что хотелось бы и от профильных комитетов Думы, от фракции большинства ну какой-то большей откровенности, уважаемые коллеги. Говорить о том, что, да, право-то у вас есть, дорогие родители и детишечки, но надо подождать, – так мы далеко зайдем.
Давайте и на себя посмотрим, какие тогда наши права нужно тоже подождать и предъявлять к реализации. Или права крупного бизнеса, банков, – вот с этими правами у них замечательно получается, даже сверх плана получать субсидии и поддержку государства. А тогда зачем, тогда зачем вот эти призывы справляться с главной угрозой – проблемами с демографией, Год семьи объявили?
Поэтому давайте тщательнее взвешивать. Иначе я бы так (еще раз говорю) предложил родителям, особенно есть подготовленные родители, с юридическим образованием, у которых дети сидят дома и жены, и матери сидят дома, обратиться в Конституционный Суд. Нам от себя довольно-таки сложно обратиться, я не знаю, будет ли поддержка 90 депутатов для того, чтобы я и коллеги-авторы этого проекта обратились, но мы имеем такие случаи. И тогда Дума исправляет своё мнение, свои аргументы сразу засовываются куда подальше, и принимает решение во исполнение решений Конституционного Суда. Вот здесь оно очевидно. Я уверен, что при обращении по всей этой цепочке судебной наши родители будут поддержаны решениями судов. Но это для Думы, знаете, очень печальный, очередной, может быть, результат, когда нас вот так, как несмышленых, тыкают в Конституцию и в законы и заставляют исправлять ошибки.
Поэтому давайте лучше сами сделаем работу над ошибками или просто сделаем доброе дело в течение этого года. Не нравится наш текст, давайте переделаем, давайте вы, профильные специалисты, напишите межфракционный закон, но эту проблему, я считаю, можно и должно решать именно так, как представлено в концепции законопроекта. Спасибо. Прошу поддержать.