28 февраля на правительственном часе в Государственной Думе на тему "Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета" с докладом выступил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Алексей Лихачёв. От фракции "СРЗП" вопросы задали Сергей Кабышев, Николай Новичков, Юрий Григорьев, выступил Игорь Ананских.
Сергей Кабышев:
- Уважаемый Алексей Евгеньевич, в своём выступлении вы затронули тему развития атомных городов, всего это 31 территория, при этом статус этих территорий различный – это и ЗАТО, и наукограды, в большинстве из них реализуются масштабные научно-исследовательские проекты.
Как вы считаете, есть ли необходимость совершенствования существующих или, возможно, создание новых специальных условий, которыми могут воспользоваться атомные города для решения своих задач – и научно-технологических, и социально-экономических, инвестиционных? Нужна ли какая-нибудь дополнительная поддержка со стороны федеральных органов власти? Спасибо.
Алексей Лихачёв:
- Спасибо большое.
Уважаемый Сергей Владимирович, мы не разделяем свою ответственность в наших городах – производство и социальная сфера, лишь восемь часов наши работники – работники, остальное время они горожане вместе с членами своих семей, и, конечно же, мы очень сильно вкладываемся в развитие жизни, в улучшение качества жизни в наших городах. Часть я уже говорил про... в своём выступлении – это, конечно, образование, это медицина, требующая особого внимания, и хочу поблагодарить Веронику Игоревну Скворцову, с её приходом мы перезагрузили, запустили новый проект по медицине, называется он "Медицина в атомных городах", 17 сегодня городов вовлечено – это и ремонты, и оснащение новым оборудованием, мы выделяем квартиры для медиков дефицитных специальностей. И, конечно же, общественная жизнь в городах – у нас свои театры, у нас свои музеи, и это такая большая ценность советских времен. Мы очень гордимся тем, что уровень жизни в наших городах всегда был выше.
Если переходить в зону проблемную, я назвал бы два аспекта. Понятно, что все действующие нормативы не берут в расчёт специфику или технологические особенности наших городов. Все стандарты связаны только с численностью.
И с точки зрения стандартов, конечно же, нам не хватает тех бюджетных ассигнований, которые идут по государственной линии для вложения именно в инфраструктуру, будь то учебная, медицинская или самая главная, самая болезненная тема – инфраструктура коммунальная.
На некоторые города не распространяются, ну, в силу опять же ограничений, связанных с численностью, не распространяются программы "Земский врач" или "Земский учитель". Конечно же, когда мы говорим о развитии филиалов вузов, мы не можем войти в программу правительства кампусов, потому что опять же по численности, по параметрам таким количественным наши города не подходят под эту программу.
Поэтому, на мой взгляд, созрела, я старался сказать об этом в докладе коротко, созрела необходимость некой национальной программы, может быть, национального проекта, связанного с городами технологического суверенитета. Мы не настаиваем, что это должны быть только города "Росатома", у "Роскосмоса" есть свои города, у предприятий коммерческих, конечно же, у Минобороны, но то, что мы обязаны обеспечить, условно говоря, столичный уровень жизни в этих городах, для меня очевидно. Только так мы сможем удержать людей и сделать привлекательным приезд в наши города для молодых специалистов, для учёных, исследователей.
Материальная база, научная и производственная для этого есть, а вот социальная сфера, к сожалению, пока ещё далека до целевого состояния. И в этом смысле вот мы однозначно просим поддержки парламента для обсуждения глубокого этого вопроса, а потом предложения соответствующих государственных мер поддержки. Спасибо большое.
Николай Новичков:
- Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Алексей Евгеньевич, продолжая нижегородскую тему, хочется напомнить, что Нижний Новгород – культурная столица 2024 года, но вопрос не об этом. Вы сказали много про плавучие теплоэлектростанции, о том, что они эффективно работают и на Чукотке, и есть перспектива развития в различных регионах. Хочется спросить мне, как африканисту, про африканское направление. Вы сказали про Египет, что там реализуется блочное направление. Но вот именно плавучий сегмент, если позволите, с точки зрения полутора миллиардов потенциальных пользователей – прорабатывается ли это направление для африканского континента? Спасибо.
Алексей Лихачёв:
- Да, у нас есть ряд заявок от государств. Но вот наиболее, может быть, интересный вопрос, переместимся с севера Африки на её юг, это ЮАР. Мы долго работали там над большой мощностью. В силу политических процессов работа была приостановлена. Сейчас возвращаемся, перезагружаемся. В том числе очень большой спрос именно на плавучие атомные электростанции.
Вот в чём, я с вами абсолютно согласен, в чём наша сила прихода в Африку.
Мы, кстати, активные участники африканского форума, а представители африканских держав активные участники форума "Атомэкспо".
К слову, пользуясь случаем, хочу вас пригласить для участия в очередном "Атомэкспо", 24-25 марта он начнётся, это большой международный форум в Сочи на площадке "Сириус". Если есть такая потребность у вас посетить, мы будем рады всяческие предоставить условия для участия.
Возвращаясь теперь к Африке.
В чём тонкость вот африканского... прямо не могу не поделиться, это важное понимание. Мы на прошлом африканском форуме встретились с целым рядом руководителей африканских государств. И выяснилось, что при тех очень невысоких параметрах их бюджетов, очень невысоких инвестиционных возможностях они платят очень большие деньги за электроэнергию.
Вот Кирилл Борисович проводил анализ, те цифры, которые мы себе представить не можем, 10, 12, 15 центов за киловатт-час, ну, вот нас бы прямо сразу с работы выгнали, если бы мы такие цифры ... Российской Федерации. Они платят и платят исправно, иначе электричества не будет. Поэтому вот то плавучее решение, когда мы подгоняем блок и начинаем с его борта выдавать электроэнергию в необходимых объёмах устойчивую, качественную, "зелёную" и получаем, естественно, гарантированно оплату, вот он нам, этот блок, даёт, конечно, совершенные, новые возможности.
Не очень быстро принимается, реализуется решение, ну, в силу определённых международных событий сейчас на Африканском континенте, это, конечно, факт. Но то, что мы Африку, безусловно, считаем точкой роста как экспорта атомных энергетических, так и других технологий, это факт. Но к слову сказать, у нас есть один продукт – мини-ГЭС, и вот по этим мини-ГЭС мы от одной из стран получили запрос, находимся сейчас в коммерческом этапе. И я думаю, что, может быть, не очень сильно придавая публичность этой работе, но приступим к реализации этого проекта в ближайшее время.
А так, большое спасибо за вопрос.
Юрий Григорьев:
- Алексей Евгеньевич, "Росатом" развивает транспортную логистику на базе так называемой группы компаний "Дело", которая в настоящее время начинает строительство крупнейшего транспортного контейнерного терминала на стации Забайкальск, который является главным переходом в Китайскую Народную Республику.
Можно у вас уточнить, какие планы в этом направлении, и каким образом это повлияет на жителей Забайкальского края?
Алексей Лихачёв:
- Спасибо большое.
Уважаемый Юрий Иннокентьевич, вы уже вчера наше внимание на заседании фракции на Краснокаменск ориентировали. Мы поняли, что для вас это очень важная такая точка. Но это не точка на карте, это прекрасный город – урановая столица нашей страны. И мы – ваши единомышленники. Для нас задача развития Краснокаменска, да и всего Забайкальского края, одна из ключевых в реализации нашей всей политики.
Так сложилось, что вот эти погранпереходы Забайкальск-Маньчжурия являются сегодня ключевыми с точки зрения роста товаропотока. И наше ещё одно служение, ещё направление, я его, может быть, не очень хорошо раскрыл в докладе в силу ограничения по времени – это развитие международной логистики.
Нам поставлена задача обеспечить суверенитет Российской Федерации и во внешней торговле, и не только в морской логистике, но и в логистике контейнерной.
И именно здесь, в Забайкальском крае, будет сформировано несколько логистических узлов. Один у нас уже запущен. Мы провели реконструкцию Забайкальского контейнерного узла пропускной мощностью из 200 тысяч тонн в 400 тысяч тонн, вложили деньги туда приличные, и, конечно, увеличили в этом смысле грузопоток. Это по линии компании "Дело".
По линии компании FESCO мы закладываем ещё один терминал на 150 тысяч теусов контейнеров с общим объёмом инвестиций в течение двух – двух с половиной лет пять миллиардов рублей. Это позволит нарастить товарооборот с Китайской Народной Республикой, а точнее даже не нарастить, а ответить на вызовы, потому что опережающими темпами растёт товарооборот с Китаем. И вы, без сомнения, знаете, что в прошлом году был установлен абсолютный рекорд – больше 200 миллиардов долларов нашего товарооборота.
Что это даёт региону? Ну, во-первых, собственно, рабочие места на этих терминалах. Но, как вы знаете, вокруг дорог всегда развивается жизнь, поэтому по мере развития грузопотока будет развиваться и частное предпринимательство, будут развиваться наши активности госкорпорации "Росатом". И, конечно же, мы всегда видим комплексное развитие наших городов, ещё раз подчеркну, Краснокаменск – урановая столица страны, но и другие наши новые направления так или иначе будут представлены в Забайкальском крае.
Спасибо большое.
Игорь Ананских (выступление от фракции):
– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД –Прим. ред.), уважаемый Алексей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
В этом году исполняется 17 лет с тех пор, как согласно закону, подписанному Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, было упразднено Федеральное агентство по атомной энергетике и на его базе была образована государственная корпорация по атомной энергетике "Росатом". За эти неполные 17 лет корпорация, не включая ядерный оружейный комплекс, увеличила свою консолидированную выручку с 364 миллиардов в 2007 году до более чем 400 миллиардов в этом году. При этом ещё в 2020-м "Росатом" превысил выработку всех российских АЭС в мегаваттах по сравнению с атомными станциями всего Советского Союза. Это говорит о темпах развития нашей атомной отрасли.
Президент Российской Федерации поставил "Росатому" задачу довести долю атомных энергостанций в энергобалансе страны до 25% к 2045 году. И для выполнения президентской задачи уже запущены стройки новых энергоблоков на "Ленинградской", "Курской", "Смоленской", "Кольской АЭС". Будет построен энергоблок с быстрым ректором БН-1200 на Белоярке, а также первый в мире энергоблок с реактором четвёртого поколения "БРЕСТ-300" в Томской области.
Также возводится уникальный объект в Димитровграде Ульяновской области МБИР – Многоцелевой быстрый исследовательский реактор на быстрых нейтронах четвёртого поколения. Целью сооружения МБИР является создание высокопоточного исследовательского реактора на быстрых нейтронах с уникальными потребительскими свойствами для реализации различных научных передовых задач. Основным предназначением реактора МБИР является проведение массовых реакторных испытаний инновационных материалов и макетов элементов активных зон для ядерно-энергетических систем четвёртого поколения.
В Российской Федерации сегодня особое значение придаётся решениям вопросов обеспечения технологического суверенитета нашей страны, развитию локальной промышленности, и соответствующие компетенции становятся приоритетной повесткой сегодняшнего дня и не только для госкорпорации, но и для всей страны в целом.
И хочу отметить, что линейка АЭС, которую "Росатом" собирается строить и дальше и обслуживать, должна иметь очень важную характеристику – 100-процентную импортонезависимость.
В России есть машиностроительные заводы и предприятия, которые могут изготовить аналоги необходимого оборудования и запчастей, также возможно размещение производства запчастей непосредственно на площадках предприятий корпорации. Но для этого необходимо создать необходимые условия, включая обновление станочного парка и подготовку соответствующей документации.
Как уже говорил в своем выступлении Алексей Евгеньевич Лихачёв, в портфеле заказа "Росатома" договоренности по строительству 33 энергоблоков за рубежом, а в девяти странах "Росатом" уже возводит АЭС в разной стадии готовности. И хочется пожелать с учетом вашего опыта по максимуму использовать на этих стройках российские компании и оборудование.
Помимо самой атомной повестки "Росатом" развивает еще более 100 направлений – от ядерной медицины и цифровых продуктов до грузоперевозок и развития Северного морского пути. Но без развития мощного атомного ледокольного флота круглогодичная навигация по Северному пути невозможна. И мы видим, что "Росатом", Росатомфлот в последние десятилетия активно обновляют и увеличивают атомный ледокольный флот страны.
Я хочу сказать, что по первой специальности я инженер-судомеханик по эксплуатации судовых ядерных энергоустановок, и я могу с полной уверенностью сказать, что российские атомные ледоколы – это вершина инженерной мысли, воплощенная российскими учеными и инженерами. Условия, в которых живут и работают члены экипажа наших ледоколов, уникальны и максимально комфортны и безопасны. Большие одноместные каюты, бассейны, спортивный и тренажерный залы, сауны, библиотеки – всё это есть на наших атомных ледоколах. И я напомню, что только в Российской Федерации существует атомный ледокольный флот.
В 2023 году по Северному морскому пути было перевезено транзитных грузов рекордные два миллиона 120 тысяч тонн. Это говорит о том, что некоторые компании-грузоотправители уже сейчас согласились часть своего грузопотока отправить не через Суэцкий канал, а по Северному морскому пути.
Я хочу напомнить, что "Росатом" – это не только выработанные мегаватты, перевезенные миллионы тонн, заработанные для государства миллиарды рублей, но в первую очередь это люди, которые целыми семьями, а иногда и поколениями работают в корпорации. "Росатом" – один из крупнейших работодателей страны, более 360 человек работает в компании, и это не считая семей и детей. При этом с учетом атомной специфики госкорпорации огромное количество сотрудников работает и живет в моногородах, ЗАТО и так далее.
И с учётом закрытости этих городов, и важности, и ответственности работы этих людей у них должны быть созданы максимально комфортные условия для работы и для быта.
К сожалению, сейчас ещё много примеров, когда главам некоторых регионов нашей страны, где находятся атомные электростанции или ЗАТО, не хватает ресурсов для ремонта ЖКХ, школ, садов, поликлиник. И это скоро может стать большой проблемой, потому что нам нельзя допустить, чтобы люди из таких городов уезжали ни за длинным рублём, ни за лучшей жизнью.
Мы должны все вместе создать все необходимые условия им там, на месте, в этих городах. В итоге это может стать большой проблемой, если мы не сможем это сделать, не только для Росатома, но и для других крупных государственных и частных корпораций.
У нас есть программа по развитию моногородов, но, во-первых, она скоро заканчивается, а, во-вторых, всего там несколько миллиардов рублей в год на всю страну – этого, конечно, явно недостаточно. И поэтому я предлагаю в ближайшее время вернуться к этому вопросу, обсудить продление данной программы и кардинально увеличить её капитализацию в рублях.
Конечно, показатель деятельности госкорпорации радует, но на этих замечательных цифрах останавливаться нельзя. И руководство, и весь коллектив "Росатома" должны приложить все усилия для выполнения цели, постановленной Президентом нашей страны, Владимиром Владимировичем Путиным, по увеличению выручки Госкорпорации "Росатом" к 2030 году до четырёх триллионов рублей. Но хочу сказать, что глядя на результаты работы Госкорпорации "Росатом" сейчас, у меня в этом нет никаких сомнений. Спасибо.