О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о состоянии культуры и о реализации государственной культурной политики

29 ноября 2023

 см. также ↓

29 ноября в ходе правительственного часа состоялось выступление Министра культуры РФ Ольги Любимовой на тему "О государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации и о ходе реализации государственной культурной политики Российской Федерации". От фракции "СРЗП" вопросы задали Олег Нилов, Анатолий Грешневиков, Николай Бурляев, выступила Елена Драпеко.

Олег Нилов:

- Уважаемая Ольга Борисовна, я думаю, вам известно, какая самая рейтинговая программа сегодня на отечественном телевидении – это программа "От всей души" Малахова, где исполняются простые, народные, семейные, застольные песни, но, к сожалению, пока такого всероссийского, международного конкурса этих песен нет. "Евровидение", слава Богу, ушло, но на его место сейчас Константин Эрнст собирается возродить "Интервидение". Но что такое "Интервидение"? Я думаю, что это будет просто переиздание. А причём здесь "интер"? Всё-таки новые идеологические темы...

Какие ваши мысли? Может быть, всё-таки "Добровидение"? Мы поддержим вместе с вами. Вас, кстати, благодарю за большую поддержку.

Ольга Любимова:

- Олег Анатольевич, вы знаете, во-первых, не означает, что появление любого нового конкурса должно уничтожить хорошее начинание прошлого. Ваш конкурс как был, так, я думаю, и продолжит своё существование, главное, чтобы его организаторы трудились исправно, и в Санкт-Петербурге этот праздник ежегодно проходил, к нему, я так полагаю, уже привыкли и у него есть и свой зритель, и свои выступающие.

Всё, что касается больших песенных конкурсов патриотических, я в своём докладе только новые два упомянула, но, на самом деле, вот представители разных регионов не дадут мне соврать, практически в каждом регионе есть свой любимый конкурс, есть федеральные программы.

Что касается международного большого конкурса, о котором говорил Константин Львович, объявил на нашем Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Я, кстати, о названии скажу, он упомянул название рабочее, потому что название будет придумано, нужно очень хорошо посмотреть, как правильно его назвать. Это конкурс международный, и главная его задача – привлечь все страны, для нас в этом смысле не будет дружественных и недружественных, для нас будут исполнители, которые разделяют наши ценности, у которых есть хорошие песни, которые представляют свою национальную культуру, культуру своей страны, которые просто хорошо поют, и песни, которые хорошие написаны. Это не должен быть конъюнктурный конкурс. Это должен быть именно музыкальный конкурс. Об этом говорили на форуме, и это планируется, но это не означает, что, сделав один большой конкурс в Санкт-Петербурге, должен другой большой конкурс в Санкт-Петербурге исчезнуть.

Анатолий Грешневиков:

- Уважаемая Ольга Борисовна, если вы не в состоянии выполнить рекомендации Госдумы о переподчинении из Минцифры в Минкультуры телевидения, писательских союзов, книгоиздания, то почему не обратились за помощью в Правительство и к Президенту?

Почему вы не требуете от ярославского губернатора Евраева беречь федеральные памятники? Недавно от пожаров в Ярославле погибли усадьба Вахрамеева, Шведский дом, в Ростове Дом Малова, а в древнем Угличе решили снести часовню Александра Невского, посвященную памяти погибшим в войнах.

Более того, в Угличе бульдозером сносят культурный слой без разрешения Института археологии РАН на музейном объекте федерального значения и ставят новодел – деревянную крепость на бетонные плиты, стены которой высотой шесть метров, башня высотой 20 метров.

Кто в министерстве выдал лицензию на варварские работы? Кто решил, что громадная крепость на многотонных бетонных плитах является объектом некапитального строительства? Давайте вместе спасать древний облик Углича.

Ольга Любимова:

- Анатолий Николаевич, мы вчера с вами обсуждали эту тему в рамках встречи с фракцией. У нас сегодня отправились туда специалисты. И давайте с вами встретимся, отдельно про Углич проговорим.

Что касается полномочий и компетенции Министерства культуры, Министерство культуры продолжает работать в рамках предложенных им компетенций и полномочий. Если руководством Правительства и страны будет принято решение наделить нас какими-то дополнительными, мы примем это и будем работать. Если этого поручения не будет, самостоятельно таких решений мы принимать не можем.

Николай Бурляев:

- Уважаемая Ольга Борисовна, вопросов пропасть, а времени мало. Задам всего два простых. Первое. Каково ваше отношение к пагубному для культуры главенству в творческих коллективах так называемых эффективных менеджеров? С помощью вот такого менеджера вашим предшественником господином Мединским был уничтожен Государственный академический русский оркестр "Боян".

Сейчас в Калининградский оркестр народных инструментов внедрён такой же некомпетентный директор, тормозящий работу главного дирижёра. Минкультуры предполагает ли вернуть доминирующее положение художественного руководителя в творческие коллективы? Мы с трибуны Думы говорили о том, что культура и рынок – понятия несовместимые. У нас разные задачи. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, не пора ли культуру выводить из рынка?

Ольга Любимова:

- Николай Петрович, я вас полностью поддерживаю. Вы знаете, конечно, просто директор должен быть профессиональным человеком, это отдельная профессия, кстати, это специальность, которую можно получить, заканчивая творческий вуз. Просто директор оркестра должен быть профессиональным директором оркестра, он должен прекрасно разбираться в репертуаре, он должен прекрасно разбираться в площадках, представленных для его коллектива, в гастрольном плане. Ты должен быть профессиональный человек. Вы понимаете, как бы "менеджер" – слово не ругательное, хоть и нерусское.

Для меня, например, очень важно, чтобы возродилась традиция, которую мы знаем с советских времён, когда директором театра, собственно говоря, Владимир Иванович Немирович-Данченко был, но это был великолепно образованный, просвещённейший совершенно человек, который подчас диктовал, мы знаем, в том числе и репертуарные решения для Московского художественного театра, входящие в историю нашего театра.

Вот, собственно говоря, образ того идеального директора театра, который должен быть. Если при этом он прекрасный хозяйственник, экономист, честь ему и хвала, впрочем, он такой должен быть, каким и был Владимир Иванович. Вот моя совершенно позиция.

Конечно, как только (особенно это видно в крупных федеральных оркестрах) появляются люди, которые считают, что самое главное – это дополнительные доходы, что последнее, о чём нужно думать, это заботиться о собственных музыкантах, о репертуаре, о гастролях, вы знаете, как правило, долго на месте подобного рода люди не удерживаются, потому что коллектив никогда этого не позволит. И в этом смысле мы всегда рядом и вместе и с художественным руководством любого учреждения культуры, и готовы искать хороших молодых и немолодых, но, безусловно, профессиональных людей, понимающих, какая ответственность лежит на директоре учреждения культуры.

Елена Драпеко:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Тишина наступила. Скандала не случилось. Все в таком благостном состоянии. И я очень рада, потому что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" согласна с нашими коллегами, что Министерство культуры прилагает титанические усилия для того, чтобы реализовать то самое, что называется "Основы государственной культурной политики", а вот в интернете и в обществе не затихают волны, так сказать, претензий, и претензий именно в области культуры.

Но здесь я хочу напомнить вам диалог Сталина и Поскрёбышева. Когда Поскрёбышев жаловался на писателей, что, мол, морально разлагаются, пьют, безобразничают, несут чёрт знает что, а Сталин ему и сказал: "Нет у меня для тебя других писателей". Вот сегодня у нас аналогичная ситуация. Эта самая культурная элита, она раскололась точно так же, как раскололось общество. Кто-то побежал через перевал Верхний Ларс, а кто-то за свои деньги купил бронежилет и пошел на фронт.

Вот то же самое происходит и в нашей культурной элите. Кто-то за бугор, в Израиловку, еще куда-то, а кто-то на фронт. И сегодня сотни наших коллег-деятелей культуры на фронте реально работают. Это не только артисты, которые выступают, поют, в том числе и те, которые тут, в зале у нас сидят. Это и писатели, которые выезжают. Вот в моих бригадах были и поэты, и писатели. Художники, которые сегодня выезжают на фронт и рисуют портреты наших сегодняшних героев. Таких деятелей культуры сегодня сотни. Просто как-то про них несильно говорят.

Ну и та самая элита, которая нас либо бросила, либо затаилась. Она воспитана западными фестивалями, конкурсами. Долгие годы, возвращаясь с какого-то международного конкурса, наш деятель культуры показывал эту самую грамоту или значок и тут же признавался великим и деятелем культуры. Его тут же сажали во все президиумы, экспертные советы. Они и сейчас там сидят. Именно они сегодня в качестве экспертов во многом определяют, какие проекты будут выбраны, а какие нет.

У нас же скандал произошел, когда в Фонде кино распался экспертный совет. Потому что часть экспертов не только покинула Россию, но и плюнула себе за спину. И сегодня речь идет о формировании вот этого самого экспертного сообщества. А судьи кто?

И здесь Министерству культуры мы готовы всячески помогать.

Сегодня из этих экспертов формируют общественные организации, творческие союзы, там, я не знаю, кто-то ещё советует, они формируют. Но и в творческих союзах эта же плесень, эта же болезнь есть. Мы болеем всей страной. Поэтому сегодня нам надо вылечиться. Потому что культура, как и армия, это зеркало того, что происходит в обществе.

И второе, о чём мы вчера поговорили немножко на фракции, но не договорили, мне кажется, потому что не поняли друг друга. Сегодня решения по проектам принимают анонимные эксперты. Вот Фонд культуры, наши деятели культуры пишут, проекты подают, а им говорят: нет, не подходит ваш проект, вы баллов недобрали.

Оказывается, эксперты как работают? Значит, им, анонимным, их знают только организаторы этого самого конкурса, а авторы не знают, рассылаются эти проекты трём экспертам, каждый ставит оценку. Потом это суммируется, делится на три, получается средний балл. И вот этот средний балл решает, проходит проект или нет. И не с кем спорить, и некому доказывать, даже поговорить не с кем.

Вот мне кажется, что это порочная система, она должна быть изменена. У людей, которые принимают решения, должны появиться имена, фамилии, биографии. Не в общем списке избранных экспертов, а когда мы слышим, как обсуждается проект. Прошло 50 лет, но у нас в кинематографе до сих пор помнят, кто сказал по поводу "Калины красной" Шукшина, что надо её пропустить, а кто сказал запретить. Эти имена были известны на полстраны, то есть вся интеллигенция знала, что Ростоцкий был за, а Герасимов против. Так вот у наших экспертов, которые сегодня принимают решения по поводу того, что мы будем смотреть и слушать, должны появиться имена.

По поводу кино. Мы поддерживаем начинание, которое Министерство культуры сегодня сделало.

У нас кино же – это "Кинотавр", у него творчество – это верхняя половина, но будем говорить, промышленная составляющая – нижняя. Сегодня наши кинематографисты умеют все: и компьютерная графика и, в общем, все фокусы, какие нам сюда Голливуд привёз, мы все освоили. У нас проблема со смыслами, со сценариями, с содержанием, к ним сегодня весь, так сказать, наш вопрос. И министерство приняло, по-моему, очень разумное решение – отбирать заявки толковые и брать на зарплату этих самых сценаристов, и с ними начинают работать редакторы.

Всегда в кинематографе главным человеком на киностудии был не директор и даже не режиссер, это был редактор. Главный редактор киностудии определял ее политику, и его слово было решающим во многих вещах. Поэтому вот этот институт редакторов надо возрождать и укреплять. А мы на сегодняшний день разрушили даже кинокритику. В научно-исследовательском институте искусствознания у нас был отдел кинокритики при советской власти, который нам и властям рассказывал, что хорошо, что плохо и как сделать, чтобы было хорошо.

Этот отдел ликвидировали, перевели его сначала в Музей кино, а сегодня разогнали совсем. И когда мы решили посоветоваться с кинокритиками во фракции, как быть, что делать, так их найти невозможно, по одному отыскиваем. Поэтому проблемы, которые, как нам представляется, сегодня существуют, это в основном проблемы управленческого характера, идеологически мы определились. Вчера Президент определил культуру как одно из главных направлений ведения вот этой самой информационной и, вообще, войны. Культура – великий проводник традиционных ценностей, идей. Мне, кстати, понравилось, как вчера Президент сказал про новые искусства.

Поэтому мы с вами, Ольга Борисовна. Мы одобряем деятельность министерства.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International