Сопредседатель Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель руководителя партийной фракции в Госдуме, председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин считает, что российской системе образования нужно решать проблемы, едва ли не более сложные, чем преодоление последствий "реформ":
- Пришла очередная хорошая новость, связанная с успехами наших школьников на международной арене. Российская сборная стала победителем второй Открытой международной астрономической олимпиады, которая проходила на федеральной территории "Сириус" и в которой участвовали представители 14 стран. Честь России на состязании отстаивали семь старшеклассников: четверо из московской школы Центра педагогического мастерства, двое из школы №57 Москвы и один из "Физтех-лицея" им. П. Л. Капицы в Долгопрудном. Поздравляю наших ребят с победой и желаю им новых успехов!
Кстати, в 2023 году на семи международных состязаниях представители России завоевали 37 медалей, в том числе 28 золотых. Ни на йоту не преуменьшая заслуги ребят и их наставников, хочу отметить, что в приведенных цифрах нет сенсационности: всегда лучшие учебные заведения страны умели находить самых талантливых школьников и готовить их для участия в международных олимпиадах. Добавлю, что сегодня достаточно многое делается для модернизации научной базы этих и подобных им школ, технического переоснащения и некоторого расширения их географии.
Но сейчас речь о том, что происходит не в "элитной", а в массовой школе. Как сообщает Минпросвещения России, по итогам приемной кампании 2022 года почти 60% выпускников девятых классов пошли учиться в средние профессиональные заведения, в будущем 2024 году техникумы впервые выпустят специалистов больше чем вузы. Хорошо это или плохо? Есть нюансы.
С одной стороны, эти факты свидетельствуют о том, что фактически отправленные в небытие в 1990-х и 2000-х ПТУ и техникумы начали возрождаться и готовить рабочих-профессионалов, дефицит которых острейшим образом ощущается в авиастроении, машиностроении, в промышленности в целом, в сфере здравоохранения, в том же образовании. (Кстати, сегодня отсутствует госзаказ на подготовку кадров, кто действительно знает и прогнозирует эти цифры?)
Но появился и новый аспект: молодежь все чаще задается вопросом: "а зачем мне сегодня получать образование? Можно ли обойтись без него?" Мотивация к учебе, по данным соцопросов, слабеет, снижается интерес к получению знаний, падает профессионализм учителей, по-прежнему присутствует огромное число неблагополучных с материальной точки зрения школ.
И на этом переломном моменте важно понимать, какую задачу перед системой образования ставит государство, какую позицию будут занимать родители, которые сейчас в "бесплатной" школе вынуждены годами оплачивать дополнительные занятия детей с репетиторами.
Разобраться со всеми новыми вызовами будет непросто. Однако понятно, что для начала необходимо полностью остановить деградацию системы образования в России, придать ей иной вектор развития, позволяющий вернуться на лидирующие позиции в мире. Поощряя желание старшеклассников получить рабочие профессии, нельзя допустить, чтобы полностью исчезло их стремление к получению знаний, развивающих не только руки, но и голову. Без новых методик и технологий обучения именно в массовой школе невозможно воспитать всесторонне развитого человека, личность. И, конечно, очень важно, чтобы среднее, среднее специальное и первое высшее образование стали бесплатными и были доступны всем школьникам!
На встрече с жителями наших новых регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Луганской областей – была затронута серьезная проблема нехватки в школах учителей, особенно русского языка. Я понимаю, что проблема касается всей нашей страны: по данным ОНФ, около 40% школ в России не укомплектованы педагогическим составом – учителей математики только 43,8%, физики – 22,4%, четверть молодых специалистов уходит из школ в первые пять лет работы. Происходит это из-за недофинансирования системы образования – сфера должна обеспечиваться средствами на уровне не менее 7% ВВП. Только тогда можно поднять оплату труда учителей по всей стране, пересмотрев сам принцип ее начисления: базовая ставка должна составлять 70% общих выплат, надбавки – 30%, а не наоборот. Ради получения достойного уровня жизни учитель не должен работать на несколько ставок, профессионально "выгорая".
Особо подчеркну, что проблема нехватки педагогического состава в новых регионах чувствуется особенно остро. Там учительство – это опасная профессия, равнозначная работе на передовой. Поэтому ее решение имеет для нас первостепенное значение. Предлагаем подготовить правовую основу для предоставления учителям льгот, аналогичных действующим для участников боевых действий. Это придаст дополнительный импульс интеграции регионов и привлечет специалистов.
Необходимо серьезно подумать над новой единой системой, в которой на основе наших традиционных духовно-нравственных ценностей в едином комплексе присутствовали бы воспитание – образование – язык – вера – культура, позволяющие воспитывать гармонично развитое молодое поколение для России завтрашнего дня.