15 ноября Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 448554-8 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». По вопросу внесения в него поправок от фракции «СРЗП» выступили Александр Ремезков и Федот Тумусов. Поправки фракции были отклонены.
Александр Ремезков:
- Наши поправки в законопроект «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» подготовлены в соответствии с программой и политической позицией партииСПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, с основными положениями предложенного лидером и депутатами нашей фракции Альтернативного бюджета. В них отражены наказы наших избирателей и предлагаются пути к решению накопившихся социальных проблем, возможности в кратчайшие сроки выполнить поручения Президента России.
Мы соблюдаем требования Бюджетного кодекса, которые не позволяют при рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении изменять его основные параметры. На рассмотрение парламента внесены поправки, которыми определены три источника финансирования и предложено перераспределение средств на финансирование конкретных видов расходов по шести направлениям.
За счет перераспределения бюджетных ассигнований, уменьшения расходов на обслуживание внутреннего госдолга, объема Резервного фонда Правительства РФ, а также расходов на «иные непрограммные мероприятия» подраздела «Другие общегосударственные вопросы» мы предлагаем направить в бюджеты регионов 320 млрд рублей на социальную поддержку отдельных категорий граждан.
Нашими поправками предусмотрено выделение дополнительных средств на повышение заработной платы медицинским и педагогическим работникам, работникам культуры, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ, на предоставление жилых помещений детям-сиротам, а также на возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ продолжает добиваться того, чтобы в общем объёме расходов бюджета была доведена до 7% доля разделов «Образование» и «Здравоохранение», до 3% – доля расходов по подразделу «Культура».
Сегодня нужно в первую очередь решить вопрос, от которого во многом зависит будущее всей России и каждого ее региона. Согласно данным Центра экономики РАНХиГС, в российских школах не хватает более 250 тысяч учителей. По подсчётам Минздрава РФ, дефицит врачей в России составляет почти 26,5 тыс. человек, среднего медперсонала – 58 тыс. человек. Дефицит кадров в сфере культуры, по экспертным оценкам, составляет почти 20 тыс. человек.
Главная причина – низкая и несправедливая оплата труда. Только лишь индексацией заработной платы и повышением МРОТ эту проблему не решить – нужны кардинальные меры. Инструментом преодоления острого дефицита кадров в социальной сфере может стать нынешний трехлетний бюджет. «СРЗП» предлагает направить в регионы на повышение заработной платы педагогам 70 млрд рублей, медицинским работникам – 60 млрд рублей и работникам культуры – 5 млрд рублей.
Своими силами за последние десять лет регионы так и не смогли решить проблему повышения заработной платы бюджетникам. Сегодня, когда госдолг субъектов Федерации за девять месяцев 2023-го вырос почти на 13% и превысил 3,1 трлн. рублей, сделать это ещё сложнее. Необходима ежегодная серьезная финансовая поддержка федерального центра, чтобы реализовать на местах принятые Правительством России единые рекомендации по переходу к новой системе оплаты труда работников в бюджетной сфере. Только радикальное увеличение заработной платы и комплексное решение социальных проблем позволит остановить отток кадров и повысить престиж работы в учреждениях образования, здравоохранения и культуры.
Не менее важно снизить остроту проблемы обеспечения жильём детей-сирот. По данным Счетной палаты, к августу 2023 года в очереди на квартиры стояло более 194 тысяч выпускников детских домов. Наиболее сложная ситуация сложилась в Иркутской, Кемеровской, Омской областях и Забайкальском крае. Некоторые сироты ждут жилье по 10-15 лет и не могут получить законные квадратные метры даже по решению суда.
Региональные бюджеты ежегодно увеличивают расходы на обеспечение жильем сирот: в 2021 году объем составил 44,9 млрд рублей, в 2022 году – уже 64,7 млрд рублей. Однако расходы федерального бюджета на эти цели долгие годы остаются неизменными – 10 млрд рублей ежегодно.
Поправками СРЗП предлагается выделить дополнительно 10 млрд рублей на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Мы считаем, что такое удвоение объема субсидий поможет регионам сдвинуть с мертвой точки решение квартирного вопроса достигших совершеннолетия сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.
Своего рода «сиротами» у родного государства до сих пор остаются люди, которые создали одну из ключевых транспортных магистралей страны. По состоянию на 2023 год в зоне БАМ во временном жилье проживает семь тысяч семей (примерно 21 тысяча человек). На программу расселения бамовцев, действующую с 2011 года на территории Бурятии, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей, ежегодно выделяется около 500 млн рублей и на сегодняшний день в целом выделено всего порядка восьми млрд рублей. Для завершения переселения, по оценке экспертов, нужно еще порядка 25 млрд рублей. Если ничего не менять, то при таком ежегодном финансировании решение проблемы растянется на полвека. То есть она не будет решена.
В сентябре этого года Президент России поручил уделить особое внимание проблеме переселения из аварийного жилья в районе Байкало-Амурской магистрали, подчеркнув, что люди не должны чувствовать себя чужими. Но регионам нужны средства федеральной поддержки, чтобы решить проблему комплексно – переселить граждан, снести жилье, ликвидировать инфраструктуру и рекультивировать земли. Переселение граждан не только решит острую социальную проблему, но и создаст оптимальные условия для расширения БАМ и Транссиба и тем самым обеспечит развитие экономики, пополнение консолидированного бюджета страны. Поправками «СРЗП» предлагается направить дополнительно 20 млрд рублей на субсидии для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ.
В очередной раз мы предлагаем возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и выделить на эти цели 155 млрд рублей из федерального бюджета 2024-2026 годов. Эти средства позволят сделать первый шаг к восстановлению справедливости и законных прав всех представителей старшего поколения: как 33,6 млн неработающих, так и 7,6 млн работающих пенсионеров.
Сегодня у неработающих пенсионеров средний размер выплаты почти на четверть превышает пенсии работающих. Эта несправедливость происходит из-за того, что с 2016 года приостановлена ежегодная индексация пенсий работающих пенсионеров. Ситуация не меняется, несмотря на данное еще в 2022 году поручение Президента Правительству и Госдуме проработать решения о возврате практики индексации пенсий для работающих пенсионеров. Мы в очередной раз напоминаем, что принятыми в 2020 году поправками к Конституции РФ установлена обязательная ежегодная индексация пенсий в России, и основной закон страны не делит пенсионеров на работающих и неработающих.
Все вносимые «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ – ЗА ПРАВДУ» поправки к проекту бюджета на 2024-2026 годы направлены на обеспечение дополнительной социальной поддержки государством российских граждан. Принятие этих поправок при рассмотрении федерального бюджета во втором чтении позволит помочь миллионам наших сограждан решить самые наболевшие социальные проблемы.
Федот Тумусов:
- Уважаемые коллеги, поправка № 21 направлена на увеличение суммы субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок на сумму 23,5 млрд рублей.
Это хорошо, что у нас есть субсидирование авиаперевозок при перелёте с Дальнего Востока в центральные районы страны. Но у нас есть огромные субъекты по территориям, такие как Красноярский край, Республика Саха (Якутия). Когда с севера на юг летишь по этим субъектам, то перелетаешь всю Россию. И вот люди не понимают, когда с арктических районов летишь в столицу – в город Якутск, например, летишь 3-4 часа, и билет стоит 340 тысяч рублей, а когда летишь из Якутска на Москву, лететь 6-7 часов, а билет стоит 10 тысяч рублей. Это просто потому, что не хватает средств на субсидирование внутрирегиональных перевозок. Поэтому предлагаю увеличить на эту сумму.
Прошу поддержать.
Уважаемые коллеги, поправка № 22 направлена на то, чтобы решить проблему финансирования строительства моста через реку Лена на 65 млрд рублей.
Дело в том, что сегодняшняя модель финансирования моста через реку Лена исходит из того, что будет три инвестора: федеральный бюджет, региональный бюджет и ещё некий частный инвестор.
Президент страны, выступая в Китае, сказал, что мост через реку входит в глобальный проект, в глобальный транспортный коридор от Арктики до Юга. И поэтому это становится федеральным проектом. Поэтому надо именно такую сумму выделить для того, чтобы поставленную Президентом задачу до 2028 года выполнить. Необходимо выделить 65 млрд рублей.
Прошу поддержать.