25 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 437642-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (в части создания условий для развития высокотехнологичных компаний). С докладом выступила заместитель Министра финансов РФ Ирина Окладникова, с содокладом – первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике Денис Кравченко. От фракции “СРЗП” вопрос задал и выступил Михаил Делягин.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Денис Борисович, я надеюсь, что о финансовых результатах деятельности другого инновационного проекта "Роснано" нам все-таки расскажут со временем следственные органы. Но когда я задал аналогичный вопрос на комитете, если вы помните, у меня, по крайней мере, сложилось ощущение, что представители Правительства просто не поняли, о чем идет речь. Поэтому я адресую его вам.
В отношении "Сколково" нам тоже ждать решения следственных органов? Или мы сможем все-таки узнать финансовые результаты его деятельности? Сколько государство вложило? И какой был эффект в налогах для бюджета? Только, пожалуйста, опять-таки эффект налоговый в результате подорожания земельных участков, который очень большой, все-таки хотелось бы отделить от инновационных результатов. Спасибо.
Денис Кравченко:
- Уважаемый Михаил Геннадьевич, продолжим дискуссию, которая началась на комитете. Давайте отделим, извините, мух от котлет. Все-таки “Роснано” – это государственная венчурная компания, которая занимается инвестициями в высокорисковые ниши экономики, и риски, вы знаете, порой доходят до 80%.
Поэтому оставим “Роснано” в стороне, поскольку все-таки "Сколково" – это такой институт развития государственный, который, во-первых, не занимается инвестициями, а во-вторых, это скорее экспертная организация, которая помогает создавать высокотехнологичные отечественные компании и развивать их. То есть, по сути, такая консалтинговая компания.
Так вот, если по конкретике, то за время существования института "Сколково", фонда "Сколково" с 2010 года государством был вложен приблизительно 191 миллиард рублей, из них около 55 млрд рублей было вложено на предоставление сервисов фонда "Сколково", около 56 млрд рублей – на возведение и строительство основных объектов, которые расположены на площадке "Сколково".
Теперь что касается возврата. Мы исходим из того, что средства, вложенные государством, уже вернулись, причем вернулись с лихвой, поскольку только за 2022 год в качестве налогов и платежей в различные уровни бюджета было возвращено около 47 млрд рублей. В текущем году (мы вот буквально на днях проводили встречу с руководителем "Сколково") ожидается возврат в тех же категориях около 60 млрд рублей. Поэтому я исхожу из того, что инфраструктура и те компании, а их более 3,7 тыс., которые были за это время созданы и успешно функционируют, они уже свое существование и существование фонда с лихвой оправдали, Михаил Геннадьевич, поэтому можно спать спокойно, все прозрачно. Я полагаю, что соответствующие аудиторские проверки и другие об этом лишний раз нам подтвердят.
Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемые коллеги, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" всей душой стоит за научно-технический прогресс, за технологический суверенитет и за развитие высоких технологий, и это мешает нам единодушно проголосовать за этот очень интересный законопроект.
Я честно скажу, я от Дениса Борисовича услышал потрясающую вещь, он сказал, что "Сколково" – это консалтинговая компания. Расскажите мне, зачем консалтинговой компании льготы по импорту в части пошлин и в части НДС? По-моему, мы первый раз предоставляем льготы консалтинговой компании, если, конечно, я не ослышался.
Представитель Минфина замечательно сказал, что у нас 500 компаний в "Сколково", потом их оказалось три тысячи, потом их оказалось 3,7 тысячи. Это уже довольно серьезно настораживает. Учитывая, что всю эту восхитительную риторику, которую мы сейчас слышали, мы слышали почти в этом же исполнении в части "Роснано", которая тоже была очень надежной, очень правильной, очень хорошей. Мы ей всеми силами помогали. Допомогались.
Может быть, сначала провести тщательную проверку, а уже потом давать дополнительные льготы, особенно если учесть, что с финансовой точки зрения все идеально, все восхитительно? Вообще-то, обычно финансовую поддержку оказывают тем, у кого дела плохи, а те, кто и так работают восхитительно, как-то прекрасно обходятся без финансовой поддержки.
Я просто напоминаю, что "Сколково" был прежде всего гениальным девелоперским проектом. Взяли кусок, тогда еще были картофельные поля под Москвой, сказали, что здесь будет большой проект, и все люди, которые случайно оказались владельцами недвижимости вокруг, резко увеличили стоимость своих активов, даже их фамилии публиковались в открытой печати. Все очень знакомые фамилии.
Второе. Революционная новация в части "Сколково". Была отработана модель частного государства, территории, которая управляется на корпоративной основе, и даже Российская Федерация входила в состав управления "Сколково" ни как государство и ни как главный регулятор, а просто как владелец части активов. И это очень серьезная новация, которая требует отдельного тщательного рассмотрения, потому что анализа этой новации я как-то пока до сих пор не видел.
Оставим за рамками многочисленные жалобы изобретателей, которые оставались в "Сколково" и получали либо разнообразную, безумно сложную процедуру, либо требования сдать технологию, и тогда мы вам, может быть, что-нибудь дадим. Я обращаю внимание, что этот законопроект распространяет льготы на всех, кто осуществляет деятельность по реализации проекта путем сделок с участником проекта. То есть если я продам резиденту "Сколково" какие-нибудь высокотехнологичные гвозди, то я смогу по букве этого закона получать очень большие, очень красивые и широкие льготы.
В нашей стране участники проекта отбираются для научных грантов и для прочих вещей по очень странной процедуре. По-моему, она заимствована у западных корпораций, но она абсурдна с точки зрения здравого смысла. Частник может раздавать деньги на основании абсолютной анонимности экспертов, абсолютной безответственности экспертов за последствия принятых решений и в полном отсутствии диалога экспертов с создателем чего-то нового, когда инноватору дают шанс объяснить, в чем же его неправильно поняли.
У нас в лучшем фонде, Фонде Бортника, который на самом деле является государственным фондом, распределяет деньги налогоплательщиков, 7 минут на доклад, причем формализованный предельно, 13 минут на задавание вопросов всей комиссии, и 20 проектов рассматривается в день. В этих условиях эксперт в принципе теоретически не может принимать осмысленные решения. Я думаю, что "Сколково" не лучше Фонда Бортника в части инноваций, потому что Фонд Бортника – это золотой стандарт российского стимулирования инноваций, соответственно, это будет предоставляться в высокой степени случайным образом. И мы можем получить в реальности "черную дыру" в ближнем Подмосковье, подобную свободной экономической зоне “Ингушетия”, которая была создана в 1994 году, если кто забыл, и очень быстро количество людей, работающих на предприятии, которое там было зарегистрировано в первый же год, составило 1,2 млн человек. Но тогда у нас была, извините, война, у нас были боевые действия. Хочется спросить, а какие боевые действия мы предполагаем в ближайшее время в ближнем Подмосковье, если мы создаем некоторый аналог той свободной экономической зоны?
Я очень рад, что Минфин пришел, потому что Минфин традиционно вот этот подход отрицает. Давайте мы сделаем льготы, чтобы потом запустить в производство, чтобы увеличить налоговые поступления. Минфин отрицает этот подход в отношении всех, кроме тех, кто устойчиво ассоциируется с Анатолием Борисовичем Чубайсом, не с инновациями, с той достаточно скверной историей.
В пояснительной записке написано, что никаких изъятий из бюджета не будет. Вот мы даем колоссальные льготы, мы их даже не пытаемся посчитать, потому что не будет никаких потерь для бюджета. Знаете, почему? Потому что эти потери заранее изъяты Минфином из этого бюджета, поэтому здесь Минфин, а не Минпром, потому что при составлении бюджета говорится: ребята, а мы не будем эти собирать деньги, поэтому никаких выпадающих доходов и не будет, и в финансово-экономическом обосновании писать нечего.
Коллеги, ну, мы все сталкивались с Минфином, я думаю, в этой части и оценим изыски. Если высокие технологии нужно стимулировать подобным образом, простите, это вряд ли высокие технологии, это производит совершенно другое впечатление.
Поэтому я думаю, что сначала должна быть тщательнейшая проверка деятельности "Сколково" теми же самыми людьми, которые сейчас расследуют деятельность "Роснано". Они уже набили руку на этих высоких финансовых технологиях. А потом уже можно обсуждать не то, что дополнительные льготы, а сохранение имеющихся.
Спасибо.