Сергей Кабышев: юридическая наука должна хранить и развивать традиционные духовно-нравственные ценности
см. также ↓Депутат фракции "СРЗП" в Госдуме, председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев принял участие в работе всероссийской научно-практической конференции "Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей многонационального народа России", посвященной 30-летию Конституции России и состоявшейся в Тюменской областной Думе.
В своем выступлении парламентарий обратил внимание на то, что "юридическая наука призвана играть ключевую роль в формировании правосознания, вносить решающий вклад в укрепление законности и легитимности правопорядка".
"Мировоззренческая роль юридической науки становится тем более важна сегодня, когда необходимо переосмыслить нашу государственно-правовую систему с позиции российской цивилизационной идентичности", – добавил он.
Недавно принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект, внесенный Сергеем Кабышевым совместно с группой депутатов, предусматривает закрепление в числе принципов нашей системы образования ее научно обоснованное развитие в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями. "Реализация данного подхода потребует обширной работы по изменению образовательных программ, учебных материалов, методик преподавания, и это определяет особую ответственность юридической науки, от которой зависит качество подготовки юристов – как не просто профессионалов, а патриотов", – подчеркнул депутат.
Председатель Комитета предложил обсудить ряд основных проблем современной российской юриспруденции, имеющих ценностно-мировоззренческий характер:
- безотчетное стремление к идеологическому выхолащиванию юриспруденции и ее политической отчужденности, что на деле привело к господству чужеродных ценностей и морально-политических установок. Но сегодня невозможно закрывать глаза на то, что те идеалы Запада, в которых некоторые поспешили увидеть образы совершенства, плохо прикрывают жестокую правду реальной политики: верховенство права сильного, равенство своих против чужих, гуманизацию безнравственности, насильственную толерантность, которая разрушает моральные нормы в угоду вседозволенности. Сергей Кабышев призвал к широкой научной дискуссии по поводу политико-идеологической стороны нашей юриспруденции;
- безответственная увлеченность (во многом в связи с ранее указанными обстоятельствами) произвольными иностранными заимствованиями – в части не только категориального аппарата и отдельных институтов, но и, более того, правовых принципов, критериев законности, даже методологических приемов познания.
Так, по мнению парламентария, некритически заимствуются смысловые трактовки категории "права человека", которые в нашей правовой среде отражают не онтологический конфликт человека и государства (как на Западе), а сопряжение индивидуального потенциала с общим благом – в форме социального служения. Само государство у нас – необходимая форма совместного бытия (в условиях сурового климата, сложной организации хозяйства, обширной территории и агрессивного геополитического окружения), а права человека реализуются в единстве прав и обязанностей гражданина.
Отдельно депутат подчеркнул опасность распространения методологии правовой глобализации, которая предполагает стирание границ между правовыми системами и подрывает национальную идентичность российского права.
Он отметил серьезное отставание юридической науки от потребностей практики и комментаторское реагирование на уже состоявшиеся нормативные решения при доминирующем шаблонно-схематическом подходе в объяснении принятых решений, которые пытаются свести к известным внешне похожим явлениям, опять же с ориентацией на зарубежные образцы, и в ущерб раскрытию их оригинальной, самобытной правовой природы, а также дефицит фундаментальных конституционно-правовых знаний при господстве отраслевой методологии, в том числе с претензией на собственный конституционный уровень.
Сергей Кабышев предложил активизировать работу по укреплению роли конституционного права в образовательном процессе, в том числе по неюридическим специальностям, а также обсудить усиление государственного контроля над изданием учебной литературы по праву для высшей школы.