Александр Ремезков о правительственном проекте федерального бюджета-2024
см. также ↓29 сентября Правительство внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Основные параметры этого документа охарактеризовал первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Ремезков:
- Основные параметры внесенного в Госдуму проекта федерального бюджета на 2024-2026 годы говорят о том, что Правительство России смотрит в будущее с оптимизмом. Несмотря на крайне сложную геополитическую обстановку и санкционное давление, прогнозируется экономический рост в нашей стране в ближайшие три года.
Радикально изменились прогнозные показатели 2023 года – рост промышленного производства на 3,6% вместо 0,2%, рост инвестиций в основной капитал в 2023 году на 6%, а не на 0,5%, рост ВВП – на 2,8% вместо 1,2%. Макроэкономический прогноз, на основании которого в сентябре окончательно сформирован проект трехлетнего бюджета, значительно улучшен по сравнению с апрельским сценарием. Так, в 2024 году прогнозируется рост ВВП на 2,2%, рост промышленного производства на 2,6%, рост инвестиций на 2,3%. В Правительстве уверены, что ключевыми драйверами развития экономики должны стать инвестиционная и потребительская активность, а также расширение обрабатывающих производств.
Однако рассчитывать на рост благосостояния граждан, судя по всему, не приходится – рост располагаемых доходов населения составит 2,7%, рост реальных заработных плат – 2,5%, зато инфляция прогнозируется на уровне 4,5% – то есть почти вдвое выше. Этот прогноз, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Например, в 2023 году пришлось "на ходу" поменять прогноз по инфляции с 5,3% до 7,5%.
Перемен в бюджетной политике, способных изменить такое положение дел, нет и, похоже, не предвидится. Правительство по-прежнему настаивает на применении "бюджетного правила", уверяя, что оно поможет защитить экономику и бюджет от внешних шоков. При этом предлагается вернуться к обычным параметрам расчёта базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть – 60 долларов за баррель.
В проекте трехлетнего бюджета предусмотрено, что размер Фонда национального благосостояния на конец 2024 года составит 6,7 трлн рублей. При этом бюджетный нераспределённый ресурс составит 3,7 трлн рублей. Мы вновь обращаем внимание на то, что в результате применения "бюджетного правила" огромный объем выделенных бюджетных средств расходуется неэффективно или вообще без движения оседает на бюджетных счетах. В "СРЗП" считают, что ресурсы должны быть направлены на социальные проекты и поддержку национальной экономики.
Ближайшие три года бюджет будет дефицитным. В 2024 году он составит 1,6 трлн рублей при том, что доходы бюджета составят 35 трлн рублей, а расходы 36,6 трлн рублей.
При первом рассмотрении проекта бюджета 2024-2026 годов видно, что на реализацию послания Федеральному Собранию в 2024 году планируется направить 2,5 трлн рублей, на реализацию нацпроектов "Демография", "Безопасные качественные дороги", "Здравоохранение", "Образование", "Цифровая экономика" – 2,8 трлн рублей, а на инициативы по социально-экономическому развитию – 760 млрд рублей.
Будем детально изучить все положения этого важного и объемного документа, чтобы понять, насколько учтены в нем социальные инициативы, с которыми ранее выступала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ".
В ходе рассмотрения законопроекта будем вносить свои предложения и поправки. Будем добиваться того, чтобы бюджет работал на решение приоритетных задач, поставленных Президентом России, – повышение благосостояния граждан, обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, опережающее строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, укрепление технологического и финансового суверенитета.
Необходимо грамотно распределить бюджетные средства, направив на помощь гражданам, на социальные проекты, на укрепление обороноспособности России и развитие несырьевой экономики, на поддержку российских регионов, в том числе интеграцию новых субъектов Федерации.