14 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 321830-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (в части установления единых требований к условиям и порядку оказания государственной социальной помощи). От фракции "СРЗП" выступил Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Мы не поддерживаем данный законопроект. На наш взгляд, он приведет к сокращению количества семей, которые будут получать социальную помощь.
То есть суть законопроекта заключается в том, чтобы определить (внести поправки в определение), кому давать государственную социальную помощь, а кому не давать.
Момент первый. Предлагается закрепить переход от понятия "домохозяйство" к понятию "семья". По-простому речь идет о том, что теперь определяться социальная ситуация будет внутри прямого родства (дети, родители), в то время как в текущем положении домохозяйство включает еще и близких родственников. Это могут быть родители, то есть дедушки и бабушки, потом сами родители, дети, братья, сестры. Этот подход более грамотный, на наш взгляд, потому что у нас очень много случаев, когда люди живут вместе одной семьей, одним домохозяйством, но расходы падают на тех, кто приносит доход, а остальные являются иждивенцами.
Так вот, данный законопроект сокращает это количество. И мы предполагали, что каким-то семьям, наоборот, это поможет увеличить помощь – они расчет выгодный для себя проведут. Но мы предлагали сделать выбор: какой выгоден расчет – так и сделать для семьи, чтобы они, если им выгодно домохозяйство представить, то они представляли бы домохозяйство, если выгодно семью, значит, была бы семья. Такое предложение было отклонено.
Второй момент – сама формула определения. Сейчас действующим порядком высчитывается средний, среднесемейный прожиточный минимум, то есть минимумы для каждой категории.
Вот я посчитал мужа, жены и ребенка из Свердловской области. Их прожиточный минимум как работающих считается, прожиточный минимум как ребенка и делится, выводится среднее. И их доход сравнивается с этим средним числом. То есть мы ситуацию в конкретной семье рассматриваем.
А подход, который предлагает данный законопроект, следующий: сравнивать не со среднесемейным прожиточным минимумом внутри этой семьи, а со среднедушевым по региону.
Я провел расчеты по Свердловской области. Получается, что семья из мужа, жены и ребенка не будет иметь права на помощь, потому что по среднедушевому по региону выше прожиточный минимум, чем у них внутри семьи.
Я задавал вопрос замминистра по этому поводу, сократится ли количество получателей, он, конечно, сказал, что нет, не сократится. Но у нас сомнения все-таки. Простые расчеты показывают, что этот закон ухудшает положение наших семей с точки зрения получения государственной помощи.
Спасибо.