Выступление Сергея Миронова на круглом столе, посвященном развитию системы образования в России
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 15 мая выступил на круглом столе "Всероссийское родительское собрание. Новые вызовы в сфере образования для российских семей":
- Уважаемая Яна Валерьевна, дорогие друзья, коллеги!
Прежде всего я хочу высказать слова благодарности моей соратнице, первому заместителю председателя Комитета по просвещению Яне Валерьевне Лантратовой за инициативу проведения вот такого круглого стола с родительским собранием по очень больным, к сожалению, вопросам, решение которых не терпит отлагательств. Уверен, что круглый стол пройдет на должном уровне, будут высказаны новые идеи. Эти вопросы очень важны, и мы (в данном случае я говорю о депутатах Государственной Думы) должны понимать, как реагировать на те проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
Как раз с одной из таких проблем я хочу начать свое небольшое, надеюсь, неутомительное выступление. Вы наверняка слышали и знаете, что сегодня в рамках проведения специальной военной операции наш идеологический противник в лице коллективного Запада, в том числе руками укронацистов, использует наших детей для подготовки и проведения террористических актов. За пять-десять тысяч рублей иногда совсем маленьких детей, неразумных подростков, как правило, из неблагополучных семей подбивают совершить тот или иной теракт. И ребенок, который, совершив такой теракт, может всю оставшуюся жизнь провести в тюрьме, этого не понимает.
Когда мы говорим, что в школе не только объем знаний должен даваться, а вообще-то она должна серьезно заниматься воспитанием, школа говорит: "Какие проблемы? Это дело родителей". Родителям некогда. Родители думают, как деньги заработать, например, на репетиторов для успешной сдачи единого государственного экзамена. И получается, что вопросами воспитания у нас, мягко говоря, некому заниматься, а это нужно делать.
Здесь не могу не сказать о хорошей и правильной инициативе создания нового учебника истории, в котором будет глава, посвященная специальной военной операции. Более того, по информации Министерства просвещения к 1 сентября такой учебник будет готов. Я нисколько не сомневаюсь и уверен, что Государственная Дума в лице профильных комитетов обязательно должна предварительно с соавторами этого учебника посмотреть, что же там конкретно будет написано, и как будет подаваться очень непростой вопрос о специальной военной операции. Потому что, если мы, взрослые, понимаем, что против нас идет война коллективного Запада руками наших братьев-украинцев, оболваненных нацизмом, то до детей это нужно очень четко и правильно донести. Более того, специальная военная операция идет, она не завершена, к сожалению, пока. Каким образом об этом будет написано в этом учебнике, я думаю, мы должны знать.
Теперь о том, что Россия все-таки выходит, медленно выходит из пресловутого Болонского процесса. То, что, похоже, ставится точка по поводу бакалавриата и магистратуры – это очень хорошо. Президент не случайно сказал в Послании Федеральному Собранию, что нужно возвращаться к специалитету, как было всегда, и не надо морочить голову ни работодателю, ни самим себе так называемой двухуровневой системой высшего образования.
Но если мы говорим "А", и мои коллеги по фракции меня в этом поддерживают, нужно говорить "Б". Необходимо отказываться от единого государственного экзамена. Никто никогда меня не убедит, что это – благо. Обратите внимание, если в первые годы (а ввели ЕГЭ в 2008 году) говорилось о том, как это здорово, как это хорошо, что мы убрали коррупцию из институтов, что теперь дети одновременно сдают и выпускной экзамен, и вступительный, и могут поступать, куда угодно, и больше напирали на то, что это такое новшество и в меньшей степени педалировали то, что, действительно, дети, абитуриенты из многих дальних уголков страны могут поступать якобы в любые лучшие учебные заведения страны, то сейчас это главное. Если вы спросите любого апологета единого государственного экзамена, он вам тут же скажет: "Слушайте, ерунду не говорите. Зато дети поступают". Но давайте разберемся, куда и какие дети поступают.
Во-первых, мы с вами знаем, что не во все высшие учебные заведения можно поступить на основании единого государственного экзамена. Есть дополнительные экзамены, так называемые собеседования (по сути это классические вступительные экзамены), потому что вузы знают, какие им достанутся студенты даже со 100 баллами единого государственного экзамена, и страхуют себя от этого.
Но самое главное заключается в том, кто сдает единый государственный экзамен. Те, в семьях которых есть деньги на репетиторов. Без репетитора подготовиться и сдать единый государственный экзамен на должном уровне практически невозможно, потому что в единый государственный экзамен включаются зачастую вопросы, которых нет в школьной программе. В позапрошлом году это была химия, в прошлом году – другие предметы.
Получается очень интересная вещь: если у семьи есть деньги на репетиторов, то есть в семье есть достаток, тогда этот ребенок получает какой-то шанс поступить в высшее учебное заведение в другом городе. Как правило это Москва и Санкт-Петербург. Получается самое настоящее социальное расслоение. Семьи, где есть деньги, могут позволить себе, чтобы их дети учились в престижных высших учебных заведениях. Тем, у кого нет денег, это недоступно.
Когда мы требуем отмены единого государственного экзамена, то мы (и наша фракция всегда на этом настаивает) критикуя – предлагаем. Вариантов может быть несколько, я уже говорил, в том числе с этой трибуны. Например, почему бы в любом городе, где есть высшее учебное заведение, не создать из преподавателей высшей школы независимые комиссии, которым можно сдать соответствующие предметы. Вот комиссия, которая полтора или два месяца принимает у желающих русский язык, вот комиссия, которая принимает математику, вот – физика, вот – химия. Куда абитуриенты будут направлять результаты по почте (точно так же, как сейчас) никто не знает, но преподаватель высшей школы оценит, насколько абитуриент знает предмет, насколько он готов.
Обязательно нужно забыть о выпускных экзаменах в школе. Дело в том, что, я абсолютно убежден, любой преподаватель по любому предмету всегда знает, на сколько ученик знает его предмет. Безо всякого экзамена. Это совершенно очевидно, мы все учились в школах и прекрасно это понимаем.
Вариант с такими независимыми комиссиями – первый. Второй вариант. Хорошо, все боятся коррупции, боятся предвзятости, если будут вступительные экзамены в вузах. Мы живем в XXI веке. Почему не ввести на письменном экзамене правило делать ксерокопию работы, которая остается у абитуриента. Дальше, если он приходит и видит, что ему поставили "пару", он может сказать: "Пожалуйста, покажите мне, за что". Вот у него копия его работы.
Если речь идет об устном экзамене, давайте использовать видеофиксацию. Все видно, можно посмотреть, насколько предвзято или непредвзято проведен экзамен.
Одним словом, было бы желание. Все это можно сделать. Сегодня ЕГЭ – это верига, которая тянет все наше образование, более того, я не побоюсь этого слова, экономику нашу тянет, всю нашу социальную сферу, потому что рождает недоучек, людей, заточенных на решение тестов, которые многие предметы просто не знают. Выпускники наших школ не знают географию, не знают историю, не знают литературу. У нас замечательные предметы "Русский язык" и "Литература". Угадайте с трех раз, если ЕГЭ обязателен по русскому, а по литературе – нет, преподаватель на что будет тратить время? Конечно, на натаскивания по русскому языку, а литературу – побоку. Это, кстати, напрямую касается и вопроса воспитания, потому что наша русская культура, литература – вот образцы для подражания и воспитания.
Еще одна тема – дистанционное образование. Вы знаете нашу принципиальную позицию – мы категорические противники дистанционного образования. Мы убеждены, что только учитель может донести до ученика необходимый объем знаний и спросить потом с него. Любое дистанционное образование – это путь в никуда.
Точно так же отрицательно мы относимся к идее создания электронного портфолио каждого ученика, причем, обратите внимание, без согласия родителей. Более того, и ученик не будет знать, что там про него сказано. Мы считаем, что это преждевременно с учетом утечек информации, того как это потом может использоваться.
На все, о чем я сегодня сказал, у нас подготовлены законодательные инициативы и лежат в архивах Государственной Думы, многие, к сожалению, без движения.
В завершение, говоря о труде учителя, не могу не сказать о нашей давнишней идее и мечте. Труд учителя должен высоко цениться в России. Эта оценка, конечно, должна быть выражена в рублевом эквиваленте. Наше предложение заключается в том, что любой учитель должен получать у себя в регионе минимум 200% от средней заработной платы, и обязательно это должно быть сопряжено с льготами, которые имеют госслужащие. Не надо наделять учителей такими обязанностями как заполнение деклараций, но льготы, включая пенсионное обеспечение и многое другое, у учителей, как и у госслужащих, должны быть, потому что это те самые государевы люди. Наши учителя, врачи, деятели культуры и науки – это основа основ всей нашей государственности.
Я хочу пожелать успеха круглому столу, еще раз поблагодарить Яну Валерьевну. Спасибо!