О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о работе Счетной палаты РФ

16 марта 2023

 см. также ↓

16 марта в Государственной Думе с отчетом о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2022 году выступила исполняющая обязанности Председателя СП Галина Изотова. От фракции "СРЗП" вопросы задали Валерий Гартунг, Михаил Делягин, Андрей Кузнецов, выступил Дмитрий Гусев.

Валерий Гартунг:

- Уважаемая Галина Сергеевна, у меня вопрос следующий. Конечно, государственные деньги надо экономить всегда и деньги граждан тем более, ну а сейчас мы находимся на таком этапе развития страны, где, ну, нам просто необходимо консолидировать все доходы и считать каждую копейку. У меня вопрос следующий: какое поручение нужно дать Счётной палате, чтобы вы проанализировали правоприменительную практику 223-ФЗ, по которому мы теперь разрешаем закупки у взаимозависимых лиц госкомпаниям, госкорпорациям и естественным монополиям проводить только в рамках единого технологического процесса?

Сейчас, к сожалению, эти закупки непрозрачные, их не видно, Минфин их и не контролирует, а это, вообще, до того, как они закрылись, было 30 триллионов рублей в год. Вот какое поручение вам нужно?

Ну и второе: когда вы проверите "Почту России"? Спасибо.

Галина Изотова:

- Ну, поручение, наверное, нам не нужно. Если только вы хотите сфокусировать наше внимание на какой-то конкретной госкорпорации или... это тогда должно быть, естественно, соответствующее решение и обращение в адрес Счётной палаты. Но что касается вопросов реализации данных поправок, которые прошли в 2022 году, мы, без сомнения, это уже проводим и будем проводить. Правда, действительно, нам необходимо здесь... Это не просто... это мероприятие можно... этот аудит или эту проверку сделать в рамках исполнения бюджета. Должно быть тематическое мероприятие отдельное, потому что 223-й – это особая зона, как мы понимаем.

Потому мы уже фактически приступили к этой работе. Но еще раз повторяю, если нужен какой-то фокус, пожалуйста, мы готовы обсудить это в отдельном рабочем режиме. Что касается "Почты России". Здесь надо сказать, что Счетная палата, не секрет, работает в рамках принятых планов. У нас на 2023 год в плане данной проверки нет. Но если вы считаете необходимым... Но "Почту России", я консультировалась с коллегами, готовясь сегодня к пленарному заседанию, к отчету, извините, Счетной палаты, мы давно не проверяли. Это правда. Очень давно не было такой проверки. Потому если вы считаете это важным, необходимым, конечно, мы спланируем такое мероприятие.

Михаил Делягин:

- Уважаемая Галина Сергеевна, спасибо вам большое за очень развернутый ответ и тщательную проработку материалов, действительно очень тщательную. Счётная палата регулярно выявляет нарушения, которые в основном носят технический характер. Это замечательно, потому что гуманизм это хорошо, чем меньше уголовных дел, тем лучше. Но все-таки полагаете ли вы, что Счётная палата выявляет основную часть бюджетных нарушений и злоупотреблений или же, в силу используемых методик, основная часть нарушителей, возможно, даже преступников остается безнаказанной?

И, если второе, то чем мы можем вам помочь? Что мы должны изменить для превращения Счётной палаты в инструмент реального оздоровления бюджетного процесса, а не шлифовки бухгалтерских деталей? Спасибо большое.

Галина Изотова:

- Уважаемый Михаил Геннадьевич, я в своем докладе действительно приводила цифры, как много мы находим нарушений и недостатков в области бухгалтерской отчетности, бюджетной отчетности, бухгалтерского учета. И нарушения, конечно, все требуют, на наш взгляд... потому что из года в год, к сожалению, эти нарушения повторяются. И это вот тоже одна из тем системности. Вместе с тем выявляется большое количество фактов и неэффективного использования, вот в рамках этой работы, использования бюджетных средств. И в большей степени, надо доложить вам, что указанные нарушения носят содержательный, а не технический характер. Например, надо отметить, что всё, что касается бюджетной отчетности, если мы не будем этим заниматься, это же приведет к недостоверности нашей отчетности в целом.

Будет сдерживать, соответственно, в рамках работы над бюджетом, исполнением бюджета парламентом, соответствующие проблемы нам будет создавать. Потому, конечно, эту тему, эту работу надо обязательно проверять. Что касается помочь. Спасибо вам огромное, Михаил Геннадьевич, потому что редко, вот честно, редко чем помочь, нам задаётся такой вопрос. Очень благодарны вам за это. Нам бы, честно говоря, хотелось, чтобы те рекомендации, о которых я и сегодня докладывала, те инициативы Счётной палаты по совершенствованию законодательства в части устранения причин именно всех этих нарушений, особенно системных, вы в большей степени говорите о системных нарушениях, вы рассматривали и поддерживали нас в данной работе, в продвижении наших рекомендаций, в реализации наших рекомендаций. Спасибо большое.

Андрей Кузнецов:

- Спасибо. Уважаемая Галина Сергеевна, мой вопрос касается реализации государственных полномочий и эффективности этой реализации, речь идёт о государственном регулировании тарифов. Вот очень много вопросов вызывает эта сфера, потому что, наверное, так, как тарифы влияют на социально-экономическое развитие, вряд ли какие-то ещё государственные инструменты оказывают такое мощное влияние. И в то же время вот наблюдается совершенно четко недостаток оценки результативности и эффективности этой работы. Можно привести цифры, что, например, цены на электроэнергию выросли в 25 раз там с 1998 года, по-моему, больше в два раза, чем просто цены выросли, при этом сетевой комплекс не обновляется адекватно, и кто-то должен это всё проверять.

Как вы считаете, Счётная палата могла бы на регулярной основе оценивать эффективность государственной тарифной политики и полномочий?

Галина Изотова:

- Уважаемый Андрей Анатольевич, я думаю, что сегодня действующие законодательства и нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации регламентируют достаточно четко, но мы тарифами, тарифы анализировать в 2023 году не планировали. Может быть, нам, действительно, в рабочем порядке давайте мы посмотрим этот вопрос конкретно, о каком регулировании и уточнении законодательства, нормативно-правовой базы идет речь, и тогда мы проработаем это уже в рабочем порядке.

Выступление Дмитрия Гусева:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Сегодня здесь много было сказано о том, как Счётная палата работает эффективно, это было и в выступлении председателя комитета профильного. Это отметила в том числе и оппозиция. Мой коллега Михаил Геннадьевич Делягин сказал о том, что документы, которые готовит Счётная палата, являются высококлассными и профессиональными по исполнению. А Михаил Геннадьевич знает, что говорить. Однако, как говорила моя бабушка, одним сладеньким сыт не будешь. Ну, вернее, чувство сытости будет, а организму пользы никакой, потому что для пользы нужно ещё и солёное, и кислое, и острое, поэтому хочу обострить несколько вопросов.

Дискуссия, которая здесь сегодня разворачивается, это разговор, конечно, об эффективности работы Государственной Думы и Счётной палаты. То есть, как сделать так, чтобы результаты работы Счётной палаты стали мечом джедая в руках депутатов, а не просто пылились на полках в виде каких-то брошюр и книг? Так вот, начну с главного. Одной из целей работы Счётной палаты является проверка соответствия трат государственного бюджета целям национального развития. Что это означает в жизни? Вот у нас 75% государственного бюджета расходуется через государственные программы. Следовательно, что мы должны посмотреть? Мы должны взять какую-нибудь цель национального развития, ну, например, рост народонаселения, и проверить соответствующую государственную программу, ну, например, "Демографию". Что смотрит Счётная палата? Проверили? Да. Что получили? Есть нарушения? Есть небольшие. Вот замечания. Исправили. Украли деньги? Да нет, деньги потрачены нормально. Вопрос. Нас стало больше или нет? Ответ очевиден – нет. 555 тысяч убыль населения только за прошлый год.

Другой пример сейчас вот подсказал "Культурный фронт России". Вопрос. У нас целям культурного развития соответствует деятельность Министерства культуры и Фонда кино, в частности? О чем идет речь? В 1941 году за второе полугодие в Советском Союзе было снято восемь военных киносборников и шесть полнометражных кинокартин, 80 лет назад с лишним при тех технических средствах, которые были тогда. Сейчас за год специальной военной операции сколько было снято художественных фильмов про специальную военную операцию, про наших героев и так далее? Один или два? Давайте проверим. Это фракция предлагает внести в постановление Государственной Думы поручить Счётной палате проверить деятельность Министерства культуры на соответствие целям государственной культурной политики и, в том числе, той текущей ситуации, которая у нас сейчас есть.

Ну давайте подскажем коллегам из Министерства культуры, что это действительно сейчас важно. Вопрос. Счётная палата видит вот эти вот недостатки или не видит? Я вам скажу: видит. И более того, она видит одни и те же недостатки из года в год, и это подтверждается ежегодными отчётами на проект федерального бюджета. Я процитирую только несколько предложений, которые кочуют из отчёта Счётной палаты из года в год. Цитата, значит, цели, недостатки системы показателей госпрограмм: "цели и показатели ряда госпрограмм не в полной мере соответствуют целям и показателям, установленным документами стратегического планирования". Дальше: "слабая взаимосвязь высокоуровневых показателей госпрограмм и целей национального развития". И еще дальше: "низкий уровень высокоуровневых показателей, большое число технических показателей". То, о чём говорил, кстати, Михаил Геннадьевич Делягин. То есть Счётная палата из года в год фиксирует одни и те же замечания, и из года в год они не выполняются. Но это же вопрос уже к нам.

Вот сегодня говорилось о том, что нам надо внести изменения в наш Регламент. Ну давайте к этим изменениям добавим изменения такие, чтобы у нас, когда здесь выступают министры на "правительственном часе" и Правительство, они об этих замечаниях говорили абсолютно чётко и конкретно, что они сделали, как это отразится в бюджете. Чтобы это было обязательным пунктом, чтобы ни один министр, чиновник, Правительство, кто отчитывается здесь, не могли уйти вот от этих замечаний Счётной палаты. И тогда у нас не будет вопроса, а чего они там, значит, наделали каких отчётов, а результатов опять нет.

Вот это еще одно предложение фракции в проект постановления Государственной Думы. Я так понимаю, что Счётная палата поддерживает такую, значит, позицию. Теперь следующий пункт, тоже очень важный: открытость результатов проверок Счётной палаты. С прошлого года у нас большинство результатов проверок Счётной палаты находится под грифом ДСП. Оно и понятно, мы сегодня находимся в режиме специальной военной операции, мы сегодня находимся под санкциями, и существует огромное количество данных, которые, будучи опубликованы, будут использоваться против нас, и их действительно надо закрыть.

Но вот у меня такой вопрос. Какой смысл в том, чтобы под гриф ДСП попал результат проверки организации бесплатного горячего питания в школах? Ну это же неправильно. Ну давайте поручим соответствующему Комитету по контролю Государственной Думы проверить эти данные на то, что у нас, сколько нужно оставлять в ДСП, сколько нужно открыть. Это тоже очень важный вопрос, и это тоже фракция предлагает внести в проект постановления Государственной Думы.

Ну и следующее. Мы много говорим про КПД, про KPI Счётной палаты. За год кое-что изменилось, есть постановление Думы, есть решение соответствующих комитетов. Предлагаю внести в постановление Государственной Думы к концу этого года разработать показатели эффективности работы Счётной палаты.

Ну и в заключение фракция Государственной Думы "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" поддерживает отчет Счётной палаты и будет голосовать "за". Спасибо большое.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International