8 февраля в Госдуме на правительственном часе, посвященном теме реализации национального проекта "Жилье и городская среда" был заслушан доклад Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина. От фракции "СРЗП" вопросы докладчику задали Елена Драпеко, Галина Хованская, Сергей Кабышев, выступил Александр Аксененко.
Сергей Кабышев:
- Уважаемый Ирек Энварович, достаточно ли квалифицированных специалистов в отрасли для реализации возрастающей потребности в строительстве? И в связи с этим: позволяют ли действующие образовательные программы в высших учебных заведениях осуществлять подготовку востребованных специалистов в отрасли? Спасибо.
Ирек Файзуллин:
- Коллеги, как все работодатели, они ругают специалистов, которые приходят в отрасль из колледжей, из высших учебных заведений. Всегда, как вы помните Аркадия Райкина: забудь, чему тебя учили в школе, потом забудь, чему тебя учили в техникуме, в институте. И здесь ситуация, к сожалению, не меняется никогда. И, наверное, в этой части все комплексные решения, которые мы сейчас отрабатываем и с Министерством образования и науки, с Министерством просвещения, они позволяют сказать, что по тем расчетам, которые сейчас мы имеем, потребность в специалистах высшего образования в строительстве составляет где-то около 44 тысяч, а всего – 171 тысяча специалистов по тем программам, которые мы имеем сейчас. В жилищно-коммунальном хозяйстве – 91 тысяча человек. Кадровый центр Минстроя, созданный в 2021 году, консолидирует эти действия, у нас создан отраслевой концерн совместно со всеми строительными вузами страны под руководством НИИ МГСУ, здесь отрабатываются учебные программы, мы достигли соглашения с Минобрнауки на корректировку программ и в процессе текущей деятельности. То есть, в этой части имеем возможность скорректировать программы. Работают региональные центры РосКапСтроя, на новых территориях был учебный центр организован по разным направлениям деятельности. Более 900 человек прошли переподготовку только на новых территориях, эта работа тоже продолжается.
Оценка результатов работы 2022 года показывает, что и иностранные рабочие продолжают у нас работать на объектах. В целом ситуация такая: она без контроля и совместных усилий Правительства, коллеги, не обходится. Здесь мы готовы и открыты к совместным действиям и предложениям профильного комитета Государственной Думы и конкретно фракций, и мы с вами это тоже обговаривали. Спасибо.
Елена Драпеко:
- Ирек Энварович, вчера на фракции вы мне сказали такую фразу: слишком много экспертиз развелось. Правильно? И пытаетесь сделать так называемую политику "одного окна", чтобы облегчить процедуру согласования проектной документации. Но наше экспертное сообщество очень беспокоит ваша позиция о возможности отмены историко-культурной экспертизы и замены её строительной государственной экспертизой, потому что это две экспертизы совершенно разной природы. Поэтому мы всё-таки просим вас вернуться к обсуждению уже подготовленного ко второму чтению федерального закона 989592-7, потому что все, в том числе и ваше ведомство, согласовали этот законопроект, и он принят уже, его концепция. И мы бы вообще просили Правительство учитывать позицию экспертного сообщества при подготовке федеральных законов и нормативных актов.
Ирек Файзуллин:
- Так, Елена Григорьевна. Мы говорим о том, что должно отрабатывать одно окно, когда строительная экспертиза из Главгосэкспертизы, экспертиза историко-культурная и экологическая должно в этом совместно окне работать. Это снижает сроки инвестиционно-строительного цикла, поэтому ни в коей мере мы не собираемся ни один вид экспертизы ущемить в стране. Так что вопрос о консолидации и ускорении совместной работы в этой части. Спасибо.
Галина Хованская:
- Спасибо. Ирек Энварович, жителям на освобождённых территориях мы должны предоставить жильё. Учитывая, что многие потеряли единственное жильё и имущество, может быть, предложить им сейчас вместо ипотеки сертификаты для уезжающих с территории и построить для остающихся наёмные дома социального использования, а к ипотеке вернуться после стабилизации обстановки и роста доходов жителей на этих наших территориях? Законодательство есть, особенности учтём. Ваше мнение?
Ирек Файзуллин:
- Галина Петровна, мы действительно отрабатываем сегодня на новых территориях и новые механизмы работы, потому что часть квартир национализируется. Может быть, мы недостаточно информировали и не передали информацию по этой части, которую мы отрабатываем, но востребованность есть и в ипотеке тоже. Сегодня есть конкретные предложения и от местных застройщиков, и предложения к тем предприятиям, которые у нас допущены до работы на территориях. У нас по всем направлениям деятельности 74 генподрядных организации работает на территории Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской республик. Поэтому давайте конкретно проработаем, как обеспечить именно наёмное жильё в этой части. Мы сегодня вот фактически и предоставляем жильё, ремонтируем квартиры в тех домах, которые мы приняли решение не сносить. У нас, когда мы зашли, если говорить конкретно о Мариуполе, по результатам обследования мы сняли почти 400 многоквартирных домов со сноса и сегодня успешно в плановом режиме восстанавливаем эти квартиры. Поэтому, Галина Петровна, давайте отработаем это предложение, ну, и ипотеку всё-таки сохраним. Надо, чтобы все механизмы работали на новых территориях. Спасибо.
Выступление Александра Аксёненко:
- Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Ирек Энварович, уважаемые коллеги!
Первым делом стоит поблагодарить Министерство строительства и ЖКХ за проделанную работу. Мы понимаем, с какими сложностями пришлось столкнуться в 2022 году, и понимаем, что высокое исполнение бюджета по нацпроекту "Жильё и городская среда" и тот объём введённых квадратных метров – это не сиюминутный результат, а результат выверенной и планомерной работы не одного года. Тем не менее, нерешёнными остаются ещё очень много вопросов, и это то, на что наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" хочет обратить ваше внимание. Росстат опубликовал окончательные результаты переписи населения, и там есть интересные данные об уровне обеспеченности населения различными видами благоустройств. Возьмём водоснабжение. В опросе приняли почти участие 52 млн домохозяйств. Централизованной системы холодного водоснабжения нет в шести млн отдельных квартир и в семи млн частных домов. Без централизованного горячего водоснабжения живут более чем в 12 млн отдельных квартир, то есть это даже без учета ИЖС и коммунального жилья. Поэтому, когда мы слышим, что 60% россиян, согласно опросам, хотят улучшить свои жилищные условия, то мы должны понимать, что во многих случаях речь идет просто о желании жить по-человечески, иметь дома воду и туалет. Наша задача дать гражданам эту возможность. Но даем ли мы её? Ответ на этот вопрос есть у Счётной палаты. По их мнению, доступное жилье остается по-прежнему недоступным для многих категорий граждан.
Совершенно очевидно, что у жилищного решения должны быть альтернативные варианты, такие, к примеру, как социальный наём. Развитие института наёмных домов – этот вопрос сейчас один из основных в повестке Комиссии Государственной Думы по обеспечению жилищных прав граждан. С 2014 года вступил в силу соответствующий законодательный механизм, но на всю страну по-прежнему всего около 60 наемных домов. Предлагается, что оплата услуг в таких домах будет предоставляться по себестоимости, нельзя будет без веских причин выселить человека, приватизация недоступна. В этом механизме мы видим решение не только проблемы жилищного обеспечения 30-40% очередников, он также может быть подспорьем для решения жилищного вопроса на новых территориях.
Но на сегодняшний день ипотека по-прежнему является практически безальтернативным инструментом для решения жилищного вопроса. Безусловно, это нужный механизм, и продление льготной ипотеки под 8% было очень разумным решением, и мы надеемся, что эта мера поддержки граждан будет и дальше пролонгирована. Но даже 7-8% при нынешних ценах не сильно приближают граждан к улучшению жилищных условий. Наша фракция неоднократно призывала к удешевлению ипотеки, общая ставка по жилищным кредитам должна быть не выше одной второй от ставки ЦБ. Также важно снижать ставки по льготным программам ипотечного кредитования, распространяя её на вторичное жилье.
Что касается механизма эскроу. Ни одного обманутого дольщика за два года – это то, ради чего всё затевалось, накоплен достаточный опыт, чтобы наконец рассмотреть сценарий, при котором допустимо частичное раскрытие эскроу-счетов. Естественно, это должно быть без риска для завершения строительства. Это именно то решение, которого от нас больше всего ждут застройщики. Напомню, что в марте 2019 года фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" был внесён на рассмотрение соответствующий законопроект о поэтапном раскрытии эскроу-счетов, но в прошлом созыве его отклонили. Могу уверенно сказать, что время для этой инициативы сейчас самое подходящее.
Аварийное жильё. Конечно, эта тема крайне болезненна. В режиме ожидания расселения сегодня находится 15,7 млн квадратных метров, а на этих аварийных, подчёркиваю, аварийных квадратных метрах продолжают жить люди. Да, расселение идёт, но это бесконечная история с нарастающим темпом: сегодня один дом расселили, завтра уже два ветхих подоспели взамен. Соответственно, проблему надо начинать решать на этапах её вызревания, менять подходы к капремонту, подходы к содержанию домов, усилить контроль за исполнением. Что ещё? Конечно, в связи с высокими темпами ввода квадратных метров не может не беспокоить низкий уровень темпов модернизации систем ЖКХ. Уровень критичности этого вопроса мы увидели в начале отопительного сезона, когда тысячи граждан остались без отопления из-за аварий на теплотрассах, поэтому вопрос ЖКХ смело можно назвать вопросом национальной безопасности. И вот вчера очередная трагедия со взрывом газа. Наша фракция неоднократно предлагала инициативы по решению этой проблемы. Считаю, нужно вернуться к их рассмотрению.
Недоремонт, накопленный десятилетиями, это сильный сдерживающий фактор развития, который может сорвать выполнение тех задач, которые Президент поставил перед отраслью. Ежегодно по стране ветшает 3% сетей, а фактически обновляется не более 2%. Чтобы привести всё в порядок, надо не менее 4,5 трлн рублей по самым скромным подсчётам, и это без учёта новых территорий.
С целью ускорения темпов реанимации инженерной инфраструктуры России в 2022 году дважды повысили стоимость жилищно-коммунальных услуг. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" тогда выступала против этой меры, и не потому, что мы против наращивания темпов ремонта и обновления сетей, мы против самого подхода. Сумма просроченных платежей населения уже близится к 800 млрд рублей. Залезть в карман граждан ещё глубже, значит загонять их в ещё большие долги. Нужно искать новые подходы для решения этого вопроса с привлечением бюджетных и внебюджетных средств. И все конкретные предложения министерства по выходу из сложившейся ситуации мы, конечно, поддержим. А также очень рассчитываем, что будет сдержано обещание Правительства не повышать тарифы до середины 2024 года. И в завершение я бы хотел обратить внимание ещё на один момент. Вчера его озвучили на "круглом столе", который наша фракция провела в преддверие "правчаса". Был затронут вопрос доступности среды для маломобильных граждан. Сейчас у нас в стране 6% людей имеют ту или иную степень инвалидности, к сожалению (и мы это с вами понимаем), в связи с активными боевыми действиями на наших новых территориях эта цифра растёт. И нам в рамках нацпроекта "Жильё и городская среда" необходимо уделить этому отдельное особое внимание.
Уважаемый Ирек Энварович, убеждён, что в совместной работе парламента и министерства мы сможем решить поставленные перед строительной отраслью задачи. Спасибо.