Сергей Кабышев о социогуманитарной миссии российской науки на современном этапе
см. также ↓Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев приветствовал членов российских академий на XXXI традиционной новогодней встрече в МГУ имени М.В. Ломоносова.
"Обратил внимание, что на дружеской встрече единомышленников нет нужды доказывать, что наука и образование приобрели характер определяющего фактора национального развития, защиты государственного суверенитета и обеспечения благополучия нашего народа, но важно обсудить вопрос о социогуманитарной миссии науки на современном этапе, – сказал парламентарий. – Представляется, что национально-исторический долг российской науки состоит в том, чтобы в русле безусловной приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям сформулировать рационально обоснованный идейно-мировоззренческий базис для определения и объяснения целеполагания и смысла исторического развития российской государственности, который имел бы консолидирующее и направляющее общесоциальное воздействие, обеспечивая гражданскую патриотическую интеграцию российской молодежи через рационализированные социально-позитивные идеалы России как мироспасительной цивилизации, страны-идеи, страны-мечты".
Также Сергей Кабышев отметил, что экстраординарная обстановка способна провоцировать крайне опасную примитивизацию картины мира, разделенного на своих и чужих, и фокусирование на различных ипостасях образа врага, что может немотивированно, бесцельно и с очевидной угрозой потери контроля разгонять социальную агрессию, а, что важнее, в перспективе фрустрировать общество, не находящего себя иначе, чем в разрушении.
Абсолютно необходимая консолидация ради достижения Победы должна строиться вокруг положительных, созидательных целей, которыми, в конечном счете, и определяется проводимая специальная военная операция, уверен он.
"Обозначенная задача российской науки по формированию идейно-мировоззренческого каркаса российской государственности тем более важна, что наука по своей сути является самостоятельной формой общественного сознания, которая существует наряду и в неразрывном системном единстве с другими такими формами, включая культуру, искусство, право, религию. Научное мировоззрение должно служить значимым элементом общественного самосознания и при этом имеет решающее значение для любого ученого", – подчеркнул депутат.
Он напомнил, что еще В.И. Вернадский писал, что научное мировоззрение не носит универсальный и застывший характер, а "как и все в жизни человеческих обществ, приспосабливается к формам жизни, господствующим в данном обществе.
"Научное мировоззрение исторично и национально, является культурно обусловленным. И современная российская наука должна осмыслить себя в мировоззренческом качестве. Не только переоценить с недогматических позиций и в фокусе примата национальных интересов методологию познания общественно значимых явлений и процессов (включая, например, концепцию устойчивого развития), но и сформировать, помимо прочего, подходы к социальному целеполаганию научной деятельности, факторам престижа, мотивации, свободы, долга и ответственности ученого (в том числе применительно к молодым ученым), институционализации признанных научных школ и научных авторитетов, – продолжил Сергей Кабышев. – Здесь же следует подчеркнуть исключительно важный воспитательный аспект научного мировоззрения, связанный, в том числе, с вовлечением молодежи в науку, умением через выстроенные внешние формы красоты научного мышления разжечь огонь интеллектуальной пытливости и научного энтузиазма".