Валерий Гартунг о повышении эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и действий
см. также ↓15 ноября Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 848392-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий) (принят в первом чтении с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий"). С докладом выступил заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается законопроект, который был внесён 29 ноября 2019 года и принят в первом чтении более двух лет назад – 19 февраля 2020 года.
Принятый в первом чтении законопроект предусматривал существенное расширение полномочий антимонопольного органа для выявления запрещённых соглашений: право производить изъятие документов, предметов хозяйствующего субъекта, получать объяснения, истребовать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи, получать доступ к результатам оперативно-розыскной деятельности.
Законопроект подвергся жёсткой критике, в частности, моей в том числе. Поступили многочисленные замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, комитетов Совета Федерации, комитетов – соисполнителей, представителей ведущих деловых объединений, экономических субъектов. Выражено общее мнение о необоснованном расширении полномочий должностных лиц антимонопольного органа, которые, по сути, наделяются полномочиями правоохранительных органов, что расценивается как избыточное вмешательство государства в сферу частных имущественных отношений. При принятии Государственной Думой законопроекта в первом чтении в постановлении Государственной Думы были определены направления доработки законопроекта, главным образом в части снижения рисков неправомерного давления на хозяйствующие субъекты со стороны проверяющих органов и ухудшения условий ведения бизнеса.
Поправки, поступившие от Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации, исключают все спорные позиции. Всего к законопроекту поступило 35 поправок.
Почему я об этом так подробно говорю? Казалось бы, второе чтение, о чем тут говорить. Но дело в том, что между первым и вторым чтением мы получили два разных законопроекта. Если в первом чтении я, выступая с этой трибуны, просто его разгромил и камня на камне не оставил, то сейчас я точно могу сказать, что за этот законопроект можно проголосовать.
Поэтому предлагаются две таблицы поправок: одна таблица поправок, 19 поправок, к принятию, 16 – к отклонению.
Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении без замечаний. Прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Это как раз тот самый редкий случай, когда, скажем так, что-то неудобоваримое принято в первом чтении, ко второму чтению серьезно меняется, и даже моя позиция поменялась. Поэтому предлагаю одобрить таблицы поправок. Спасибо.