27 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов № 201615-8"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и № 201616-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". С докладами выступили заместитель Министра труда и социальной защиты Андрей Пудов и председатель ФОМС Илья Баланин. От фракции "СРЗП" вопросы задали Валерий Гартунг, Федот Тумусов, Михаил Делягин. Позицию фракции представил Михаил Делягин.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Андрей Николаевич, я к вам уже обращался по поводу массовых ошибок в начислении пенсий. Вы мне давали информацию о том, что вы реагируете. Честно скажу, что информация людей не обрадовала, потому что ошибки продолжаются. И у меня в связи с этим вопрос. Фонд пенсионного и социального страхования планирует как-то менять свою работу с кадрами? Делать работу над ошибками? Чтобы вот этот поток ошибок все-таки иссяк, потому что на самом деле и так-то мы не индексируем пенсию работающим пенсионерам, люди получают недостаточно высокие пенсии. Да и при этом их еще назначают не сразу из-за ошибок Пенсионного фонда, по два, по три и более года люди живут без пенсии, и потом через суды приходится это всё менять. Как вы планируете менять свою работу? Спасибо.
Андрей Пудов:
- Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Первый тезис. В рамках социального фонда мы планируем формирование такой программы работы с территориальными органами, чтобы у нас одним из ключевых элементов проверок как внутренних, так и внешних, были вопросы, связанные с назначением пенсий. Это крайне важная социальная чувствительная тема, мы полностью с вами согласны, что надо делать акцент. Учитывая, что в этом зале была принципиальная договоренность, что у нас в состав правления в том числе войдут представители Государственной Думы, мы будем вместе с вами утверждать в том числе и отчеты реализации этих проверок, но самое главное, конечно же, организовать эту работу так, чтобы была превентивной. В принципе, и, не дожидаясь создания нового фонда, сейчас перед Пенсионным фондом поставлена задача таким образом организовывать работу. Все жалобы, важно, да, есть жалобы, а есть обоснованные жалобы, ставятся на жесточайший контроль. И если они выявляют ошибку, которая какой-то имеет признак системности, она тут же доводится до всех территориальных органов и является основанием для проверок контрольно-ревизионных органов, территориальных органов и центрального аппарата. И мы считаем, что мы сможем минимизировать. То есть у нас сил станет больше, я имею в виду именно состава функциональщиков, это позволит нам это сделать, ну, плюс общественный контроль. Вам спасибо за те предложения, которые вы сделали. И мы думаем, что мы сможем.
Федот Тумусов:
- У меня вопрос Фонду обязательного медицинского страхования. Уважаемый Илья Валерьевич, к сожалению, несмотря на принимаемые меры, заболеваемость населения страны растёт, растёт и смертность от сердечно-сосудистых, от онкологических заболеваний. И так вот ожидаемая продолжительность жизни сейчас составляет 70 лет, а три года назад, в 2019 году, было на три года больше. Конечно, на всё это повлияла пандемия, самые страшные последствия ещё не известны, потому что после заболевания появляются другие последствия. А вот у вас в бюджете на каждый год предусмотрено 10 млрд рублей. Мы считаем, что это крайне мало. Как вы смотрите на то, чтобы их увеличить? Нужна реабилитация заболевших. Спасибо.
Илья Баланин:
- Да, спасибо, Федот Семенович, за вопрос.10 млрд рублей дополнительно выделяется из федерального бюджета на медреабилитацию. В целом в соответствии с утвержденной программой госгарантий на медреабилитацию расходы значительно превышают указанную сумму. Более того, в соответствии как раз с теми подходами, которые вы озвучили, мы в следующем году в программе госгарантий, которая вот сейчас вывешена на общественном обсуждении, значительно увеличиваем расходы на диспансеризацию, на профилактические осмотры, на медреабилитацию для того, чтобы выявлять как раз на начальном уровне возможные заболевания у наших жителей, и в случае необходимости уже оказывать медицинскую помощь на начальной стадии заболевания. То есть здесь с вами, с вашим подходом абсолютно согласен.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Андрей Николаевич, правильно ли я понимаю, что в бюджете Фонда пенсионного и социального страхования, в проекте бюджета расходы на материально-техническое обеспечение текущей деятельности были рассчитаны в отсутствии даже проектов нормативных правовых актов этого фонда по его организационной структуре и по штатному расписанию как центрального аппарата, так и его территориальных органов, просто потому, что согласно "дорожной карте", соответствующие нормативные акты должны были быть подготовлены до того, как был, так сказать, в основном подготовлен проект бюджета? Правильно ли я эту ситуацию понимаю? И если правильно, то как это возможно с точки зрения бюджетной дисциплины? Большое спасибо.
Андрей Пудов:
- Спасибо за вопрос, Михаил Геннадьевич. Тезис первый. Что касается структур территориальных органов и центрального аппарата, то эти два документа, они на уровне, как это и было предусмотрено, Минтруда согласованы. Второе. Предельный фонд оплаты труда, который является базовым основанием для того, чтобы рассчитывать параметры, прошел процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти, и он как нормативный документ существует, так же, как и предельная штатная численность всех территориальных органов и центрального аппарата тоже прошел согласование, он не подписан как юридический документ, но он процедуру согласования прошел. И в этой связи хотел бы отметить следующее. Важно говорить о том, что мы, когда защищали проект федерального закона, теперь уже федеральный закон о едином фонде, вместе с вами согласовали несколько главных важных принципов, в том числе был и принцип о том, что на переходном периоде штатная численность рядового состава, не управленческого, рядового, она должна обеспечить бесперебойность функционирования фонда, единого фонда, о чем я выше говорил, чтобы обеспечить полную преемственность и выплаты. Что касается верхнего управленческого персонала, то здесь исключения из правил законом предусмотрены, они будет оптимизированы. Мы исходим из того, что, если вам просто говорить в относительных цифрах, если в прошлом году расходы на содержание ФСС составляли от общего объема расходов 3%, а у ПФР – 1,8%, то сегодня, если вы посмотрите и соотнесете, это 1,3 процентных пункта. В то время как мы с социальными партнерами, когда обсуждали проект закона, договаривались о том, что полтора процента – это тоже хорошо, сегодня это 1,3. Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)!
К сожалению, "СРЗП" не имеет возможности голосовать за эти бюджеты не только потому, что продолжается лютая дискриминация работающих пенсионеров, не имеющая вообще никакого оправдания, это людоедство. Не только потому, что да, конечно, мы так гордимся, мы выполняем все социальные обязательства.
Во-первых, они занижены ниже прожиточного реального минимума. Выжить на эти социальные обязательства нельзя. И вымирание населения это подтверждает.
А, во-вторых, простите, пожалуйста, у нас сейчас социальные обязательства вырастут кратно в связи со специальной военной операцией. Вот главная причина, по которой "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вынуждена голосовать против, в том, что внебюджетные фонды – это неотъемлемая часть бюджетной системы и, как и вся наша бюджетная система, игнорирует реальность, начиная со специальной военной операции и заканчивая необходимостью прекращения разврата и воровства, которые некоторые почему-то путают с демократией и рынком. Правда, с развратом мы сегодня важный шаг сделали, но вот, когда ограничим коррупцию, глядишь, и цена на нефть уже перестанет нас тревожить. Потому что фраза: "люди – новая нефть" касается только небольшой части людей, правильно говорить: "коррупционеры – новая нефть". И неправильно, что мы этот ресурс откладываем на потом следующим поколениям.
Конечно, апологеты бюджетного игнорирования реальности развиваются. Год назад, помните, нам с этой трибуны сравнивали расходы на восемь месяцев с планами на 12 и в праведном гневе кричали, кто не слеп, тот видит, 12 месяцев больше, чем восемь, и расходы растут вопреки справкам нашего собственного бюджетного комитета. Вчера нам здесь с тем же праведным гневом сравнивали 2023 год с 2019, лишь бы про 2022 текущий не вспоминать, не дай Бог, доживем до сравнения, как в приснопамятные годы, с 13-м годом. Смею заметить, расходы с того времени увеличились, есть, чем гордиться. А в каком состоянии находится бюджетная система страны, лучше всего говорит реакция одного из старейших наших депутатов, который здесь, с этой трибуны, на прошлой неделе трактовал простое уважение к правительственным авторам бюджета, о необходимости которого я говорил и говорю, об уважении, как совершенно не имеющем право на жизнь политиканстве.
Вы понимаете, до какого состояния творцы нынешних бюджетов довели своего коллегу в наших рядах, что он простое уважение к ним трактует как не имеющий право на существование политический подход. Слова другие, человек интеллигентный, но смысл был именно таков.
Так вот главная беда всех наших бюджетов, включая и ФОМС, и пенсионного и социального страхования – игнорирование реальности. А реальность – это СВО и частичная мобилизация, война, если по-русски. Это не только похоронки, это расходы на социальное обеспечение оставшихся без кормильца, это социальное обеспечение семей тех, кто воюет или, уйдя на фронт, остался без бизнеса, даже самого крошечного, это ещё инвалиды.
Где рост расходов на реабилитацию? На протезы есть, надо отдать должное, плюс 102 с половиной тыс. человек по 120 тыс. рублей на человека. Но в прошлые годы шла масса жалоб на то, что нет необходимого, а если есть, то не то. В какой степени эти 102 с половиной тыс. человек – погашение нашего долга прошлых лет, а в какой степени долг перед новыми, сегодняшними и будущими, мы пока не знаем. Ну, это протезы, это техника, а нужен еще труд специалистов по реабилитации, очень много труда, в том числе по психологической реабилитации. Потому что большинство попавших под "Град" простейший, в ней нуждается, даже если ранение не получил. И нужно устройство контуженного или просто по-иному искалеченного человека в мирной жизни. А на это должных мер, на мой взгляд, не предусмотрено, о министерстве по делам ветеранов по-прежнему нет и речи. И пока мы все это говорим, часы тикают, и люди становятся инвалидами. Когда они вернутся и спросят, что мы здесь делали, я не хочу отвечать, что мы боролись за сбалансированность бюджета ценой их страданий и отчаяния их близких.
Расходы Фонда обязательного медицинского страхования на медицинскую реабилитацию: 2022 год – 9,2, 2023-й – 10 млрд, 2024-й – те же самые 10 млрд рублей. Расходы нужно кратно увеличивать, а они в реальном выражении сокращаются. Как в глаза покалеченным мы смотреть планируем, коллеги? Или мы жмуриться планируем? Так жмуриться, если как показывает практика, в определенных ситуациях только один раз удается.
А, с другой стороны, ФОМС демонстрирует поразительные успехи. Вот все меняется. Нам Андрей Михайлович (Макаров, председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам – Прим. ред.) вчера на слайдах показывал, как меняются и доходы, и расходы федерального бюджета. Минфин, который мы ругаем, и справедливо, и будем ругать, всё меняет, всё, так сказать, по ходу дела перекраивает, чтобы спасать страну. И только один у нас есть островок стабильности – это ФОМС. Вот сколько запланировали, столько до копеечки и потратили, ну, чуть-чуть добавили на цифровизацию. Вот весь мир летит, грубо говоря, в тартарары, всё меняется, новые вызовы, то коронавирус два года, сейчас санкции и всё остальное, ФОМС гениально выполняет все планы.
Что это означает? Это означает игнорирование реальности, уважаемые коллеги. И пока мы это будем терпеть и закрывать на это глаза, игнорирование реальности будет продолжаться, а потом мы будем плакать: "Ой, у нас больницы по миру идут. Ой, у нас на больных лекарств нет". И удивительно, те больные, которые выживают, чем-то недовольны и их родственники тоже. Так это мы сейчас закладываем.
Но это недостатки, связанные с плохим, а есть пороки, связанные с хорошим.
А где у нас в бюджетах присоединение новых регионов с новыми пенсионерами, инвалидами, получателями маткапитала, с безработицей вероятной? Где они у нас? И это же четыре новых субъекта уже есть, а я-то надеюсь на Николаевскую и Одесскую области. Расходы фондов должны быть скорректированы в сторону увеличения. Или мы обсуждаем бюджеты не победы, а капитуляции? Или мы планируем отдать этих людей на растерзание фашистов? Я-то надеюсь и верю, что нет, но из наших бюджетов, которые мы сейчас принимаем, следует иное.
Разумеется, остались без изменений прежние пороки системы внебюджетных фондов.
Главный порок – это страховые принципы социальной помощи. Логика-то была в чём? Есть фондовый рынок, он растёт, мы туда закидываем деньжат, деньги прирастают, и мы эту прибыль направляем на свои текущие нужды. Все замечательно, все счастливы, да, делаем это через страховые компании. Коллеги, фондовые рынки больше не растут, глобальный кризис. И совсем неизвестно, когда они закончатся.
Страховая модель стала качественно более затратной, рискованной, чем финансирование из бюджета. Прямая солидарная модель пенсионных выплат и прямые выплаты из бюджета на медицину в периоды нестабильности – самая надежная, самая понятная для людей, самая экономная для государства. Но мы плачем, мы колемся и продолжаем жрать этот страховой кактус.
Более того, страховать можно только от того, что может не наступить. Страховать от неизбежного вроде старости, значит, обманывать, если не себя, то других. Правда, здесь наш социальный блок меня поправил, они открыли, что старость может не наступить, если люди не будут до неё доживать.
Помните анекдот: Есенин погиб в 30, Пушкин в 37, а что ты сделал для Пенсионного фонда? У нас такая экономия уже есть и не только в связи с военными действиями, обычная экономия на пенсионерах в мирное время, она как бы это сказать помягче, может и начать заинтересовывать.
Число пенсионеров в 2022 году уменьшится на 415 тыс. человек, в 2023-м – на 868 тыс. А получателей страховых пенсий по старости станет меньше почти на полтора млн. На сколько там пенсии вырастут? Это экономия на людях в чистом виде. Социальная пенсия 2025 года – 14 тыс. 212 рублей. Кто попытается на эту пенсию выжить? Обычная пенсия в 2025 году – 24 тыс. 477 рублей.
Попробуйте прожить на это хотя бы сегодня. То есть, вымаривание пенсионеров у нас заложено в бюджеты, которые у нас здесь записаны. Сейчас мы по продолжительности жизни отброшены на 35 лет назад – в 1987 год. Такими темпами скоро в 1937 году окажемся, а там рукой подать и до 1917-го. Во многих разговорах с избирателями 1917-м пахнет, а не 1937-м. Владимир Ильич Ленин, вы в зале? Ау! Или в буфетик отошли покушать, пока мы здесь вам законами и социальными бюджетами дорогу мостим к великим катастрофам?
Андрей Михайлович вчера очень точно назвал современные пиар-игры плясками на погосте. Кто погост организовывал и до сих пор обеспечивает, не забыли? В том числе повышенным сверх всех физиологических норм пенсионным возрастом, в том числе оценкой права граждан России на жизнь как неприемлемого иждивенчества, под грузом которого рухнул Советский Союз. С этой трибуны эти слова говорились. Как справедливо отметил Андрей Михайлович, хорошо, что у нас в Думе есть делопроизводство, которое всё фиксирует. От себя добавлю: у нас ещё и зеркала есть, в которые посмотреться можно. Я надеюсь, мы в них все отражаемся.
Так что, к моему глубокому сожалению, можно придираться к инвестициям, к капвложениям, которых там два млрд капвложений на 2023-й , 2,7, 3,7 – на 2024-й, можно к этому придираться, просто то, что нам прощалось в мирное время, сейчас нам уже никто прощать не будет, уважаемые коллеги. Поэтому прошу более внимательно относиться к тому, за что мы здесь голосуем, и не только к внебюджетным фондам. Спасибо.