Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев 30 июня выступил с докладом на Петербургском международном юридическом форуме – 2022:
- Обсуждение вопросов юридического образования не может быть оторвано от развернувшейся в настоящее время дискуссии о перспективах высшего образования в целом. Стратегические системные решения, касающиеся высшего образования, должны строиться на основе национального вектора развития, качество подготовки юристов – вопрос не отраслевой и узкопрофессиональный, а имеющий общегосударственное значение.
Юридическое образование должно носить ценностно-ориентированный характер, т.е. обеспечивать становление цельного юридического мировоззрения и юридического мышления на основе конституционного правопонимания.
Ценностное понимание юридического образования предполагает, что оно должно быть органично погружено в конкретную социокультурную среду духовно-нравственных традиций и идеалов.
Мы должны пересмотреть свое отношения к западным ценностям. Дать им оценку. Например, толерантность – это безобидная терпимость или разрушающее безразличие? Западный индивидуализм нам чужд, поскольку наше общество – это единый организм, основанный на солидарности, ответственности и долге.
Необходимость оперирования правовыми ценностями и иными категориями высшего уровня нормативной обобщенности требует развитого юридического мышления и усиления фундаментальности в юридическом образовании. Нужно четко осознать, что прикладная эффективность профессиональной юриспруденции может быть достигнута только через фундаментальность, т.е. через расширение теоретической и воспитательно-мировоззренческой составляющих юридического образования.
Между тем, если оценивать современное состояние юридического образования с этих позиций, то действующие федеральные государственные образовательные стандарты в области юриспруденции построены по компетентностному принципу, причем указывают на определенные универсальные компетенции выпускника, но не уделяют должного внимания мировоззренческой стороне собственно юридической профессии.
Профессиональную состоятельность и зрелость юриста определяет не набор готовых решений типичных юридических проблем, а вооруженность методологическим инструментарием для самостоятельной оценки и формулирования соответствующих решений посредством ценностного анализа и логической аргументации.
Полагаю, что целенаправленное и последовательное движение в направлении ценностно-ориентированной модели юридического образования является безусловным приоритетом. С этим связана необходимость переосмысления баланса между фундаментальной и специально-прикладной сторонами юридического образования, роли в нем воспитательной и наставнической работы, применения компетентностного подхода и многих других моментов.