23 марта Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня видов деятельности, разрешенных на территории особой экономической зоны, изменения сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены ввиду технологических ограничений и иных мерах поддержки). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступил председатель Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Это как раз та самая процедура, о которой я утром говорил. В этой поправке идёт речь о том, что крупным предприятиям дается возможность не сразу повышать, скажем так, кредитную ставку из-за того, что выросла ключевая, а в течение трёх месяцев дается период. Но дело в том, что в первоначальном варианте в предложениях, которые мы изучали, которые Правительство направляло сюда, там была поправка, касающаяся малого и среднего бизнеса, где для них предлагался девятимесячный период.
Я поддерживаю позицию, что, собственно говоря, для малого и среднего бизнеса тоже нужно это вернуть. Но в том виде, в котором сейчас предложена поправка для крупного бизнеса, три месяца – это очень мало. За три месяца ничего не изменится, лучше, конечно, девять в том варианте, в котором предлагало Правительство, для всех распространить, без всяких ограничений. Но если не получается девять, хотя бы шесть, потому что за три месяца ничего не произойдёт.
И второе. Здесь не учтены взаимоотношения лизингодателей и лизингополучателей. Потому что основной наш транспорт в стране, как вы знаете, уже все убедились в этом, что у нас воздушный транспорт, скажем так, на землю опустился, у нас сейчас вагоны, подавляющее большинство подвижного состава, практически весь подвижной состав, он сейчас в лизинге. И резкое повышение ставок по лизингу, которое сейчас произошло, в три раза, увеличило платежи за вагоны, которые превышают платёж, превышают провозную плату. То есть это отрицательный бизнес получился. И сейчас уже есть планы вагоностроительных заводов, которые как минимум останавливаются на три месяца. Я собирал с отрасли информацию, в мае, в июне на три месяца практически (это пока только на три месяца) будут останавливаться почти все заводы. Та же самая история у нас в автомобилестроении. И я могу сказать, что поставки оборудования, например, у нас же многие программы по импортозамещению, по специнвестконтрактам, оборудование, купленное под займы ФРП (Фонда развития промышленности), они все были оплачены, оборудование уже поставлено, но тут задним числом лизинговые, ну не задним числом, они, конечно, имеют на это право, потому что в договорах такие у них поправки есть, они сейчас пересматривают ставки в три раза, то есть это оборудование, его не окупить вообще никак. И фактически останавливаются предприятия.