Выступление Сергея Миронов на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 15 декабря выступил с докладом на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию:
- Уважаемые коллеги!
К настоящему времени в геологии возник целый комплекс проблем системного характера. Первая и самая главная из них: поисковый задел у нас практически исчерпан!
Недостаточная изученность недр уже в среднесрочной перспективе может стать сдерживающим фактором экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности.
По 12 из 29 видов импортируемых твердых полезных ископаемых геологоразведочные работы вообще не проводятся. Марганец, хром, литий, титан импортируются почти на 100% (данные Счетной палаты). В самое ближайшее время ожидается дефицит по 21 виду важнейших полезных ископаемых.
Без увеличения объемов геологоразведки добыча нефти начнет снижаться уже в 2023–2025 годах. На фоне прежних успехов советской геологии это провал!
Залежи полезных ископаемых у нас далеко не исчерпаны, но ими не занимаются. Исполнение бюджетных назначений по всем геологоразведочным работам за два года снизилось с 78,8% в 2018 году до 72,3% в 2020 году (данные Счетной палаты). Причем, эти назначения недостаточны для формирования даже минимально необходимого поискового задела. Если так будет продолжаться, то наша самая богатая минеральными ресурсами страна будет эти ресурсы покупать за рубежом.
Вторая проблема: надо менять структуру управления отраслью.
Нынешняя вертикаль управления геологоразведкой раздроблена. Минприроды занимается геологией от случая к случаю, а "Росгеология" является холдингом, который, как и полагается классическому холдингу, регулирует не отрасль, а денежные потоки. При этом "Росгеология", минуя "Роснедра", находится в прямом подчинении Минприроды. Это уже полный абсурд!
Как вы знаете, я убежденный сторонник создания Министерства геологии. Разведка недр – важнейшая задача государства, причем, не только как регулятора, но и как мощного института развития.
20 июля этого года мы направили Президенту письмо с вариантами реорганизации структуры управления геологией, настаивая именно на создании на базе "Роснедр" и департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды отраслевого министерства и на передаче ему всех геологоразведочных предприятий, принадлежащих государству, включая дочерние предприятия "Росгеологии".
13 сентября состоялись общественные слушания по ключевым проблемам геологической отрасли. Было высказано общее мнение о том, что надежным регулятором отрасли может быть только Министерство геологии. Но нет министерства, которое обязано возродить то лучшее, что мы потеряли, в том числе престиж профессии геолога.
9 ноября мы получили ответ от Администрации Президента за подписью помощника Президента М.С. Орешкина. Он ссылается на стратегическую инициативу "Геология: возрождение легенды", утвержденную Правительством, которая, якобы, решает проблему управления отраслью. Однако, по нашему мнению и мнению экспертного сообщества, эта инициатива носит декларативный характер. Проблема управления отраслью остается, и мы в этом убедимся в самое ближайшее время.
19 ноября мы снова направили письмо Президенту, в котором предложили переподчинить "Роснедра" Правительству с передачей ему функций законодательного регулирования, что, на наш взгляд, обеспечит агентству необходимый уровень полномочий. Это не означает, что мы отступились от идеи отраслевого министерства. Просто нашу идею придется осуществлять в два этапа.
Есть ли другие варианты концентрации управления отраслью в одних руках? Я их не вижу. Присоединить "Росгеологию" к "Роснедрам"? Это невозможно: "Росгеология" – акционерное общество, которое осуществляет коммерческую деятельность, даже ее государственные контракты по своей сути коммерческие. А "Роснедра" – подразделение государственной структуры управления.
Еще раз подчеркиваю: проблемы отечественной геологии департаментами, агентствами и холдингами не решить. Нужно создать Министерство геологии, несущее не только экономическую, но и политическую ответственность за отрасль.
Необходимость министерства диктует и принцип финансирования геологоразведочных работ. Обычные закупочные процедуры по закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ) здесь не подходят. В геологии нет товарной продукции по причине непредсказуемости результатов работ! Поэтому результативными могут быть только программно-целевые методы финансирования, чем и занималось советское Министерство геологии. Причем очень успешно.
Под эгидой Министерства геологии должен быть создан единый научно-информационный центр по геодезии и картографии. Сегодня мы чрезмерно зависим от зарубежных данных, что недопустимо.
Учреждение министерства ни в коем случае не будет означать сворачивания частной инициативы в отрасли. Уже существуют эффективные независимые геологические компании. Возникают юниорные геологоразведочные компании, которые специализируются на поиске месторождений. Они нужны рынку. Крупные недропользователи всегда заинтересованы в том, чтобы кто-то сделал за них работу по поиску и выявлению перспективных участков.
Для стратегических объектов (например, на арктическом шельфе и в Мировом океане) надо выбирать единственного исполнителя, а для других (в частности, по твердым ископаемым) – использовать конкурентные механизмы.
Необходимо развивать заявительный принцип поисковых лицензий и решить вопрос с их с рыночным оборотом, облегчать доступ к геологической информации. Вопросы эти сложные и упираются в проблему собственности на недра. Их не решить в агентстве или холдинге. Только в отраслевом министерстве.
Министерство должно также четко отрегулировать вопрос реализации конечной продукции геологического изучения недр как товара. Если уж говорить о рыночной продукции в геологии, то это оборот юридически оформленных прав на пользование участком недр, которые были изучены геологами. Геологическое предприятие, открывшее месторождение, должно само решать, будет ли оно его разрабатывать своими силами или уступит по рыночной цене добывающей компании. Такая практика вполне возможна, она не противоречит ни Конституции, ни закону "О недрах".
На прошлой неделе нами было направлено письмо Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с предложением создать межфракционную рабочую группу по недропользованию, и мы получили поддержку. Эта инициатива нацелена на законодательное обеспечение горной отрасли, где очень много нерешенных проблем. Кроме текущей законодательной работы (например, к нам в Думу только что поступили правительственные поправки в закон "О недрах", облегчающие на территории ряда округов и для определенных работ получение права пользования участками недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых) необходимо принять закон "О геологическом изучении недр". В законе следует четко разграничить полномочия государства и бизнеса в сфере геологоразведки, а также предусмотреть гарантии бюджетного финансирования поисково-оценочных работ. Считаю, что на геологоразведку надо направлять 10% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых. И эту норму надо закрепить именно законом. Распределять такие деньги должно отраслевое министерство.
Понимаю все сложности на пути принятия этого закона. Но без него российская геология не станет государственным приоритетом.
В дальнейшем можно будет принять "Горный кодекс России".
И последнее.
Пока "проедали" советское сырьевое наследие, ушли два-три поколения специалистов, которые его создавали. Разрыв поколений очевиден: геологов сейчас не хватает. По оценке экспертов, дефицит специалистов в области поисков и разведки месторождений составляет порядка 20 тысяч человек.
К счастью, у нас есть опытные педагоги, есть перспективные образовательные программы, и, что очень важно, есть предприятия, где можно получить практические знания. Создан Консорциум университетов "Недра" – общественно-профессиональное сообщество вузов, выпускающих специалистов минерально-сырьевого комплекса. Я высоко оцениваю проведение агентством Всероссийской открытой полевой олимпиады юных геологов, итоги региональных олимпиад, деятельность профессионального сообщества музейных работников.
Верю, созданием Министерства геологии мы сумеем возродить то лучшее, что потеряли, в том числе престиж профессии геолога, которая, несмотря на инновационные технологии, не потеряла свой романтический ореол.
Россия – такая мощная и великая страна, обладающая самыми большими в мире богатствами недр, просто не может иметь "беспризорную" геологию, раздробленное и неэффективное управление! Надо работать на перспективу и создавать надежные условия для того, чтобы отечественная промышленность была надежно обеспечена сырьем на долгие годы вперед!