Александр Ремезков: все силы и средства должны быть направлены на полную и окончательную победу над бедностью
см. также ↓Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального бюджета на 2022-2024 годы. О том, почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не поддержала правительственный законопроект и какие альтернативы в бюджетной политике готова предложить, рассказал Александр Ремезков:
- Президент России в 2018 году поставил цель – за шесть лет снизить вдвое уровень бедности в нашей стране. Через три года срок выполнения задачи по снижению уровня бедности до 6,5% Правительство сдвинуло с 2024 на 2030 год. До сих пор за чертой бедности в России проживает 19,1 млн человек – то есть 13,1% населения, а в некоторых субъектах Федерации уровень бедности превышает 20%. Таковы данные Росстата по итогам первого полугодия 2021 года. По оценке Счетной палаты, реальные доходы россиян сегодня соответствуют уровню 2011 года.
Федеральный бюджет должен стать основным инструментом борьбы с бедностью. Однако, на наш взгляд, бюджет на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов, равно как и предыдущий трехлетний бюджет, сформирован так, что не может выполнять подобные функции.
Проект трехлетнего бюджета основан на прогнозе снижения инфляции до 5,8% в 2021 году и до 4% в 2022 году. Но есть сомнения в том, что этот сценарий будет реализован. Ведь к концу этого года, по данным Центробанка, инфляция достигнет 7,8% из-за "аномального роста цен". При том, что в основу бюджета 2021 года заложен прогноз 4-процентной инфляции.
Незапланированный рост инфляции может свести на нет увеличение расходов бюджета 2022-2024 годов на социальную поддержку граждан. Правда, в проекте бюджета увеличение и не просматривается. Доля социальных расходов в объеме расходов бюджета в пределах трехлетки остается неизменной или даже немного снижается, например, по здравоохранению – с 5,3% до 4,9%. По доле расходов к ВВП по здравоохранению идет снижение с 0,9% до 0,8%, по социальной политике – с 4,4% до 4,2%.
Правительство утверждает, что в проекте бюджета заложены средства для безусловного исполнения социальных обязательств. Однако при внимательном рассмотрении документа по разделам функциональной классификации видно, что в 2022 году предлагается сократить финансирование ряда статей. Например, в сфере здравоохранения – на 117 млрд рублей, в сфере социальной политики – на 371 млрд рублей. Кроме того, на 67,4 млрд рублей сокращены межбюджетные трансферты – то есть финансовая поддержка регионов.
Зато расходы на обслуживание госдолга в 2022 году увеличатся на 16,6%, в 2024 году – на рекордные 44,6%. В ближайшую трехлетку их доля в общем объеме расходов увеличится с 5,9% до 7,4%. К 2024 году сумма расходов на обслуживание госдолга вырастет до 1 861,8 млрд рублей. Это больше суммы расходов как на здравоохранение (1 234,8 млрд рублей), так и на образование (1 313,9 млрд рублей).
При таком распределении расходов выполнение главной задачи по снижению уровня бедности может быть вновь отложено на неопределенный срок.
И все это несмотря на то, что в стране накоплены огромные финансовые резервы. Правительством создана даже не подушка безопасности, а уже целая перина, размер которой достигнет 17,3 трлн рублей в 2022 году. В следующем году в стране будет сформирован огромный объем резервов в виде профицита бюджета – 1,3 трлн рублей, зарезервированных в составе расходов 1,1 трлн рублей, переходящих с 2021 года остатков в размере почти 1 трлн рублей. При этом объем Фонда национального благосостояния составит 13,9 трлн рублей к началу 2022 года и будет увеличиваться. Со следующего года планируется в полной мере применять бюджетное правило, против которого всегда выступала наша фракция. В результате объем ФНБ достигнет 23,3 трлн в 2024 году. То есть его размер практически сравняется с прогнозируемым на 2024 год объемом расходов бюджета.
Но эти колоссальные ресурсы никак не помогут улучшить жизнь россиян и ситуацию в экономике страны. Они останутся лежать "мертвым грузом" на счетах.
Если в начале 2000-х рост российского ВВП был около 7%, то в 2019-м он сократился до 2%. Известный российский экономист Яков Паппэ придумал такую остроумную классификацию темпов экономического роста: "О росте или спаде ВВП от 0% до 2% знает только статистики, рост от 2% до 5% чувствуют бизнесмены в отдельных отраслях экономики, и только рост 5–8% в год ощущает большинство населения страны". Макроэкономический прогноз, на основе которого сформирован бюджет на 2022-2024 годы, предполагает рост ВВП на 3%. Этого явно недостаточно для борьбы с бедностью, увеличения пенсионных и социальных выплат, улучшения качества жизни людей. Очевидно, что надо в корне менять экономическую и бюджетную политику, чтобы обеспечить рост ВВП и доходов населения.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не раз говорила, что нужно отказаться от применения бюджетного правила, а при формировании бюджета перейти к модели экономического роста. Необходимо не складывать резервы в кубышку ФНБ, а направлять их на стимулирование развития производства, создание новых рабочих мест, на рост прямой социальной поддержки граждан.
Наша фракция подготовила альтернативный бюджет на 2022 год, в котором отражены приоритетные задачи в области социальной политики и определены источники для выполнения этих задач. Мы предлагаем увеличить долю расходов на здравоохранение и на образование до 7%, на культуру – до 3%, индексировать на 6% в год пенсии для работающих и неработающих пенсионеров, повысить размер прожиточного минимума до 31 тыс. рублей в месяц.
Все силы и средства должны быть направлены на полную и окончательную победу над бедностью в России.