Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" об исполнении бюджетов фондов РФ за 2020 год
см. также ↓19 октября Государственная Дума приняла проекты федеральных законов:
№ 1180061-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год". С докладами выступили официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Андрей Кигим, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Штогрин.
№ 1179344-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год". Проект представили официальный представитель Правительства Российской Федерации, временно исполняющего обязанности председателя Фонда социального страхования Алексей Поликашин и аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин.
№ 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год". С докладами выступили официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Чернякова, Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Галина Изотова. Содоклад – члена Комитета по бюджету и налогам Айрата Фаррахова.
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" задали вопросы Федот Тумусов, Анатолий Вассерман и Олег Нилов, выступил Михаил Делягин.
Федот Тумусов:
- Уважаемая Елена Евгеньевна, согласно докладу Счётной палаты доходная часть бюджета Фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год по сравнению с 2019 годом увеличилась на 12,7%. Фонд закончил год профицитным бюджетом 32,2 млрд рублей и остатки на счетах на 1 января были 36,4 млрд рублей. Но, несмотря на наличие средств, тестирование на коронавирусную инфекцию стало платным, тест ПЦР, например, в Москве стоит 3,5 тыс. рублей, а ведь решениями государственных органов тесты на ПЦР требуют все больше и больше с каждым днем. Вопрос: почему не делаете тесты на коронавирусную инфекцию бесплатными? Спасибо.
Елена Черникова:
- Спасибо, Федот Семёнович. На самом деле в прошлом году в программе государственных гарантий были предусмотрены объёмы на проведение тестирования, в том числе ПЦР-тестирования именно по страховым случаям, то есть я хотела бы обратить внимание, что в Фонде обязательного медицинского страхования мы проводим и оплачиваем медицинскую помощь нуждающимся. То есть, если показания были к проведению тестирования, у человека есть признаки заболевания, то такое тестирование в медицинской организации проводится бесплатно.
В случаях других, нестраховых, эти тестирования Фондом обязательного медицинского страхования не оплачиваются. Так у нас в законе предусмотрено.
Анатолий Вассерман:
- Здравствуйте! У меня вопрос не столько к фондам, сколько о фондах.
Государство – это структура, создаваемая обществом, для решения задач, так или иначе затрагивающих всё общество. Почему же тогда у нас Правительство сняло с себя, сняло с бюджета ответственность за три вида помощи, затрагивающие в той или иной степени практически каждого гражданина, и переложило ответственность со своего бюджета на так называемые внебюджетные фонды, которые, кстати, всё равно возглавляются представителями Правительства? Не следует ли нам, коллеги, поменять сам порядок обеспечения этих видов помощи?
Вячеслав Володин (Председатель Госдумы):
- Ответ был у нас? А почему ответа не было? Коллеги, вы же вот тоже меня уже приучили: встаёте и отвечаете. Почему вы Вассермана решили проигнорировать?
Из зала: 50 на 50, помощь зала или звонок другу.
Вячеслав Володин:
- Нет, подождите. Знаете, помощь зала – вот это вы на "Поле чудес" будете, а здесь вы другую помощь можете получить. Знаете, мне один знакомый так говорил, вот он пришел домой и маме рассказывает, как ему тяжело было, одни идут к нему с просьбой, другие вопросы задают и он попытался найти понимание. А мама ему сказала: "Тебе Господь дал помогать, а другому просить. Тяжело, можешь местами поменяться". Вот вам помощь зала.
Андрей Кигим:
- Во-первых, конечно, я готов, так сказать, коллеги, может быть, там на фракциях или там, на комитетах еще раз сделают презентацию по системе управления, поэтому отвечаю господину Вассерману так.
Сегодня существует принцип Российской трехсторонней комиссии, сегодня существует так называемый трипартизм социального партнерства и ни один вопрос о рассмотрении бюджетов пенсионного, социального или медицинского фонда, я извиняюсь, что тут, может быть, коллег чуть-чуть опередил, не рассматривается предварительно на Правительстве до тех пор, пока под руководством Голиковой и со стороны Шмакова как профсоюза и Шохина этот вопрос не будет рассмотрен.
Второе. Безусловно, вы видите, что в последнее время, и Министр финансов об этом говорил, государство не просто экономит деньги, нет, оно их тратит на новые виды социальной поддержки. И поэтому, отчитываясь потом о бюджете на трехлетку, я хотел бы вернуться к вопросу социального казначейства.
И третье. Главная задача на сегодняшний день, конечно, сделать социальную помощь не просто адресной, а учесть нуждаемость и потребность людей.
Поэтому с этой точки зрения мы работаем. Если у господина Вассермана, так сказать, есть конкретные предложения, мы еще раз готовы увидеться вместе с Минтрудом, это подтвердить, но контроль за фондами со стороны общественности в лице профсоюзов и работодателей также имеется.
Значит, я считаю, что вопрос был очень важен для нас. Мы, безусловно, встретимся, переговорим. И, защищая бюджет на трёхлетку, мы скажем, как пожелания господина Вассермана будут реализовываться, какая будет стратегия, это мы скажем как официальные представители Правительства. Но вопрос хороший. И мы поэтому подчеркнули, что контроль со стороны общественности всё-таки существует, не считая парламентского контроля со стороны Государственной Думы и контроля, который организует Счётная палата, и контроля, который осуществляет Казначейство.
Но нам нужно время подготовиться, и мы в следующий раз расскажем, как это превратить в стратегию.
Спасибо.
Вячеслав Володин:
- Андрей Степанович, когда бывают такие ситуации, где-то не знаете ответа или действительно надо запросить информацию, лучше так об этом и сказать, мы же поймем это. Вассерман человек подготовленный, а вы сейчас образ ему сформируете, а что ваши здесь последователи будут делать?
Видите, уж микрофон вам стали отключать. Вот-вот, всё как в "Поле чудес". Пожалуйста, включите микрофон.
Андрей Кигим:
- Значит, я считаю, что вопрос был очень важен для нас. Мы, безусловно, встретимся, переговорим. И, защищая бюджет на трёхлетку, мы скажем, как пожелания господина Вассермана будут реализовываться, какая будет стратегия, это мы скажем как официальные представители Правительства. Но вопрос хороший. И мы поэтому подчеркнули, что контроль со стороны общественности всё-таки существует, не считая парламентского контроля со стороны Государственной Думы и контроля, который организует Счётная палата, и контроля, который осуществляет Казначейство.
Но, Вячеслав Викторович, дайте нам время подготовиться, и мы в следующий раз расскажем, как это превратить в стратегию.
Спасибо.
Вячеслав Володин:
Вот видите, поэтому необходимо, чтобы вы сразу реагировали.
Коллеги, Александр Дмитриевич, природа может быть разной финансирования, но депутат имеет также своё право на любой вопрос. Об этом. Это конституционные права депутата.
Олег Нилов:
- В продолжение хорошего вопроса Анатолия Александровича Вассермана я бы хотел его задать представителю Правительства, финансово-экономического его блока. Вопросов к председателям фондов у нас нет, и переговоры с ними предложены: мы готовы вести только по одному вопросу – об их ликвидации, быстрой и неболезненной.
Но я бы хотел дальше продолжить. Вот такое предложение, посмотрите: фонды пухнут, отчетность замечательная, значит, а люди мрут, бедность растет, нищета растет. Может быть, нам действительно вот этот великий Фонд национального благосостояния надо преобразовать в фонд ликвидации бедности и нищеты в стране сначала? А потом будем о благополучии мечтать, да.
Выступление от фракции Михаила Делягина:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступает категорически против утверждения нами отчетов всех трех внебюджетных фондов по причинам, которые я сейчас скажу, но главная причина заключается в том, что законы людоедские, я согласен с предыдущим выступавшим, методики ужасные, но даже шепотом мы не слышим никакого протеста от тех, кто вроде бы от этого страдает в максимальной степени, от самих этих фондов.
Все фонды получают средства из официальных фондов оплаты труда. Ни один из них в своих отчетах не обратил внимания на главную проблему: огромная часть занятых (до 40%) лишена реальных трудовых прав, работает без трудовых договоров или без должных трудовых договоров. В результате внебюджетные фонды недобирают колоссальные средства.
Вне крупнейших городов, вне замечательной Москвы, где мы живем или находимся, без трудовых соглашений работает до 90% занятых в строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Эти люди полностью бесправны. По оценке Росстата, официальной оценке, годовой фонд оплаты труда занятых в тени – 12-13 трлн рублей. Таким образом, цена нового рабовладения – не менее 3,5 трлн рублей в год во все внебюджетные фонды. И это никого не волнует, в том числе в этих фондах.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" многократно вносила законопроекты по защите трудовых прав граждан и, соответственно, по увеличению доходов внебюджетных фондов, но досточтимое большинство блокирует все эти предложения, объективно выступая со стороны интересов новых рабовладельцев.
Для вывода людей из тени наша фракция предлагает введение прогрессивной шкалы обложения, но эта мера блокируется миллионерами и миллиардерами, которые не хотят платить налоги, как они называют Россию, "этой стране". А сейчас шкала у нас регрессивная. В частности, обязательные взносы в Пенсионный фонд и ФСС регрессивны: чем человек богаче, тем меньше он платит.
Пенсионный фонд теряет из-за этого не менее 600 млрд рублей в год, соцстрах – не менее 150, но они даже не ставят вопрос о необходимости нормализации обложения доходов граждан.
Теперь Пенсионный фонд. Профицит – 576 млрд. При средней пенсии 15 тыс. рублей в месяц это три с лишним млн пенсионеров дополнительно. Где предложения фонда по направлению этих средств на поддержку пенсионеров не мытьем, так катаньем? Их нет. Получается, что Пенсионному фонду, как и многим из нас, судьба пенсионеров безразлична. А у нас сейчас дикое количество людей, которые получали слишком мало денег, они были слишком бедны, или сгорел архив, и сейчас мы их за это наказываем, выписываем социальную ничтожную пенсию. Кто об этом знает лучше всех? Пенсионный фонд, в который они бьются как рыба об лед. Но мы не видим никаких предложений.
Остатки бюджета Пенсионного фонда, не связанные с накопительной пенсией, выросли за кризисный 2020 год в 2,7 раза, превысив 900 млрд рублей. Эти деньги лежат без движения или прокручиваются через легальные или нелегальные операции, не сообщается. Кому ковид, кому мать родная, я правильно понимаю?
Нет никаких данных об имуществе, которое находится в оперативном управлении, аж 6 млн рублей принесло это имущество. Зачем оно нужно, насколько эффективно используется – тоже непрозрачность.
Зачем Пенсионному фонду нужны исследования пусть даже на 15 млн рублей, не обосновано.
У нас удивительная проблема в международных отношениях. Литва в 2020 году не заплатила за наших пенсионеров, которые там проживают, 23% от положенной суммы. Там что, мор случился? Или просто они нас на деньги, так сказать, обули, извините за мой французский? Нет информации. Почему Израиль заплатил за их пенсии меньше, чем фонд выделил на них, тоже непонятно.
Продолжается расточительное приобретение новых зданий. Помимо приобретения получено разрешение на строительство новых зданий. На создание объектов, как это называется, направлен 1 млрд рублей, и это в кризис. Я понимаю, что у нас бюджетный комитет состоит из добрейших людей, но как бы они прощают это, а мы нет. Здания Пенсионного фонда и так самые роскошные здания по всей России. Зачем продолжать эту тенденцию?
Украшение городов не должно оплачиваться за счет пенсионеров, это разные статьи расходов. Трансферт средств из Минфина вырос в 1,5 раза до 4,8 трлн. Зачем, если бюджет Пенсионного фонда сведен с профицитом – более полутриллиона, и конкретно из этого трансферта 87 млрд рублей так и не использовано? Это у нас что, лишние деньги? Их хватило бы на 485 тысяч пенсионеров. При этом администрирование выделения пенсий, да, улучшается, но остается плохим.
Фирменный ответ на вопрос: почему такая низкая пенсия, – в ряде мест остается прежним: так компьютер показывает, я ничего не знаю. При этом на просветительскую работу потрачено больше миллиарда и дело, похоже, свелось просто к рекламе, которая людей только раздражает.
Резерв Пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию вырос до 171 млрд рублей, размещенных на банковских депозитах в рублях и в валюте. Как выбираются банки, какие доходы приносит размещение средств, как они используются? Информации нет. И главное, эти резервы формируются уже не законами, а самим Пенсионным фондом и за их прирост отвечает именно фонд. Прирост 16 млрд рублей – это почти 90 тыс. пенсионеров.
Возникает ощущение, что отчет Пенсионного фонда, по крайней мере, производит впечатление недостаточного уважения к пенсионерам и Государственной Думе.
Поэтому мы считаем, что функции всех фондов нужно передать в Правительство, которое справлялось с соответствующими функциями до создания этих фондов, да, в давние времена, но справлялось лучше, чем справляются сейчас эти фонды.
В качестве первого этапа мы поддерживаем премьера Михаила Мишустина в стремлении объединить внебюджетные фонды в единое социальное казначейство для наведения порядка в этих замечательных структурах.
Отдельно могу сказать о ФОМСе. У него были колоссальные резервы на начало 2021 года, 4,9 трлн рублей. Спасибо Алексею Леонидовичу. В 2020 году был профицит, так что эти резервы не тронуты, ни на что полезное они не используются. Кому-то там говорят, в федеральном бюджете денег не хватает, несмотря на почти 19 трлн неиспользуемых средств по отчету Минфина. Вот, пожалуйста, можно взять, они там лежат без движения.
ФОМС не исполняет свои обязанности по обеспечению контроля за медицинскими учреждениями, при этом занимается, по сути, административным террором. Он превратил врачей в писарей и стал важным фактором лишения граждан доступа к реальной медицинской помощи. Даже в Москве московские власти перед началом коронавируса признали, что около 600 московских врачей, оказывается, не имеют высшего образования, то есть работали с фальшивыми дипломами, несмотря на весь контроль ФОМС. В то же время контроль за государственными медучреждениями: ФОМС привлекает частные структуры, которые тоже развлекаются, как хотят.
И самое главное, Андрей Михайлович, Владимир Вольфович, многие другие нам тут напомнили, какой ад и кошмар у нас был в 2020 году, а то некоторые забыли. Так вот, если судить по отчету, ФОМС – единственная организация в России, которая коронавируса вообще не заметила. Единственные следы в отчете – это отмена онкодиспансеризации, пролонгирование действия старых свидетельств.
Вот как был в 2019 году отчет принят, вот примерно также, почти тютелька в тютельку он и был исполнен. Никаких чрезвычайных расходов. Перебои с лекарствами в больницах, мобилизация врачей и даже студентов, перепрофилирование больниц, массовые отказы в медпомощи, самоубийства медиков и, так сказать, разрушение их здоровья, и психического в том числе, – весь этот кошмар прошел мимо ФОМСа. Если верить безмятежному исполнению бюджета, вообще никак не коснулся.
2 млрд 750 млн, 15% средств, направленных ФОМСом на повышение зарплат медикам в регионах, в связи с отчаянной нехваткой медиков по всей стране, не использованы. Знаете почему? Потому что из территориальных отделений ФОМСа не поступило заявок. Не очень понятно, зачем нужна организация, не связанная с реальностью до такой степени.
Фонд соцстраха на этом фоне выглядел почти идеально. Его жалко, потому что его сфера деятельности в наибольшей степени пострадала от коронавируса, да и от коронабесия тоже. Закрывались санатории, люди боялись ими пользоваться. В 1,7 раза к бюджетной росписи выросли расходы на выплаты по временной нетрудоспособности.
Но дефицит соцстраха по временной нетрудоспособности на 135 млрд покрыт остатками прошлых лет. То есть эти остатки есть, как их использовать не сообщается, и без кризиса мы бы о них бы даже, может быть, и не узнали.
А по другим направлениям страхования сложился профицит, но он механически аккумулирован на счетах, без оценки того, стоит ли ждать в следующие годы резкого роста выплат именно по этим направлениям или же эти средства являются излишними и их можно направить на другие цели.
Удовлетворительное исполнение бюджета Фонда соцстраха вызвано в том числе и тем, что реальные потребности, например, по помощи инвалидам, как говорят СМИ, занижаются в ряде случаев в разы.
Поэтому принимать отчет ФСС тоже не следует, его функцию тоже должно выполнять профильное министерство. Я думаю, мы получим не только экономию на административных расходах и на бюджетных средствах, но и большое повышение качества работы.
Спасибо.