19 октября Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1219627-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2020 год". Проект представил официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр финансов РФ Антон Силуанов. С докладом выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопрос задал Михаил Делягин:
- Вопрос к Министру финансов. Уважаемый Антон Германович, почему бюджет систематически наращивает займы и, соответственно, систематически наращивает расходы на их обслуживание, в то самое время, когда он имеет колоссальные резервы, скажем, по отчетам вашего же Министерства финансов на 1 января каждого года помимо ФНБ бюджетные ставки составляют триллионы рублей? Или это способ деньгами налогоплательщиков выкармливать крупные банки, обеспечивая их сверхприбыли? Спасибо.
Антон Силуанов:
- Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты, почему мы осуществляем займы, имея резервы? На самом деле, остатки, которые у нас остаются как неисполненные остатки, это не самая лучшая практика. И Правительство Российской Федерации в текущем году значительные меры предпринимает для того, чтобы все деньги, которые были предусмотрены в бюджете, были направлены на те результаты, на которые они предусматривались в полном объеме.
Да, есть еще проблемы заключения контрактов, несвоевременное заключение контрактных обязательств, есть проблемы с конкурсами, или бывает даже такое, что отдельные получатели отказываются от бюджетных денег. И часть этих средств действительно остается в остатках, переходящих остатках текущего года на следующий. Но эти деньги используются в последующем году.
Если мы посмотрим накопленным итогом, да, сколько остатков из года в год переходит на следующий год, то примерно величина, в зависимости от объема бюджета, она может чуть подрастает, примерно величина стабильна.
Задача наша заключается в том, чтобы эти остатки минимизировать. Сколько предусмотрено, столько потрачено.
Поэтому вопрос о заимствованиях, мы заимствуем для того, чтобы профинансировать ранее наши взятые заимствования, рефинансировать их, и профинансировать расходы бюджета.
Поэтому мы в проекте бюджета не закладываемся на прогнозный уровень остатков, который может возникнуть в ходе исполнения текущего года, и это не может быть источником для финансирования расходов в последующие годы.
Что касается вопросов резерва Фонда национального благосостояния и заимствования, ну, мне кажется, Алексей Леонидович очень подробно на этот вопрос ответил. Спасибо.