17 мая состоялось совместное заседание Высшего горного совета и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК при научно-методическом сопровождении Академии горных наук на тему "О мерах по реализации в горной промышленности принципов низкоуглеродного развития и порядка регулирования выбросов парниковых газов". Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель фракции "СР" в Госдуме, Почетный председатель Высшего горного совета Сергей Миронов выступил на мероприятии с приветственным словом:
- Уважаемые коллеги!
В своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Владимирович Путин упомянул эту проблематику и углеродную повестку дня. В его выступлении на Саммите лидеров по вопросам климата в режиме онлайн мы тоже это услышали – он уделил должное внимание и климатической, и экологической повестке.
Им было сказано, что РФ будет работать над переходом из углеродной экономики, при этом Президент отметил, что на это потребуется 30 лет. Думаю, этим Президент показал, что никакой спешки нет и быть не может, потому что, как мы с вами знаем, очень многие вопросы нужно будет решать "на марше".
Не могу не сказать, что наши участники переговорного процесса по подготовке Парижского соглашения, мягко говоря, не справились со своей задачей, – это моя личная точка зрения. Но дело сделано, нам нужно исходить из реалий и не запускать ситуацию, чтобы запрыгивать в последний вагон.
В связи с этим понятно, что тема углеродных выбросов будет активно использоваться против нас в конкурентной борьбе и в ближайший год, и в последующие.
Евросоюз, на долю которого приходится 42% нашего преимущественно сырьевого экспорта, планирует введение налога для импортеров со значительным так называемым углеродным следом. Это может обойтись нам в десятки миллиардов долларов, которые станут чем-то вроде оброка, побора с нас за доступ на европейский рынок.
Нам предстоит серьезная борьба на международном уровне за справедливый учет эмиссионного баланса на основе единых правил, методик и стандартов, коих, к сожалению, нет. Начнем с того (я уже упоминал нашу переговорную сторону), что наш взнос в виде сибирской тайги, которая поглощает углерод и выделяет кислород, абсолютно не учтен. На самом деле, мы имели и имеем полное право в связи с этим выторговывать определенные преференции. Нужно сказать об объективных причинах. Мы вынужденно сократили выбросы, и этот фактор, конечно, нужно было зафиксировать. И на протяжении последних 10 лет идет постоянное снижение.
Поэтому действовать нужно уже сегодня с учетом реальных технологических и экономических возможностей, развивать НИОКР на этом направлении, внедрять передовые системы мониторинга и учета.
В связи с этим хотел бы обратить внимание на ряд принципиальных моментов для плавного и социально комфортного перехода к низкоуглеродному развитию и регулированию выбросов парниковых газов в горной промышленности.
Первое. Формирование законодательной базы низкоуглеродной экономики. На рассмотрении Государственной Думы находится правительственный проект федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов", принятый в первом чтении. К 19 мая должно завершиться представление поправок в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
Этот законопроект носит рамочный характер. Содержание его ключевых положений будет определяться подзаконными актами, в основном постановлениями и распоряжениями Правительства. Речь идет, в частности, о таких важных вопросах для горной отрасли, как порядок установления целевого показателя выбросов парниковых газов и оценки его достижения; порядок государственного учета выбросов парниковых газов; критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям; и других. На завершение нормативного оформления отводятся ближайшие полгода.
Считаю, что представители горной промышленности должны принять самое активное участие в формировании этой нормативной базы и в подготовке Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, чтобы отраслевая специфика в полной мере была там отражена.
Второе. Государственная поддержка климатических проектов.
Согласно упомянутому законопроекту Правительство может предоставлять меры государственной поддержки стимулирующего характера участникам климатических проектов.
Горнопромышленному сообществу необходимо проработать совместно с Правительством основания, условия и инструменты подобной поддержки и запустить этот механизм.
Третье. Создание единых стандартов, методик и правил учета выбросов. Этому направлению деятельности необходимо уделить особое внимание на основе тесного сотрудничества производственников, ученых, экологов и юристов-международников. Мы должны быть готовы не только к реальному сокращению выбросов, но и к эффективному отстаиванию наших результатов на международном уровне, в том числе в рамках переговорных и судебных процессов. Каждая отрасль, каждый сектор экономики имеет в этом плане свою специфику, и горная промышленность здесь не исключение.
Четвертое. Проблема утилизации попутного газа. В выступлении перед мировыми лидерами Президент РФ подчеркнул, что "мы намерены и далее наращивать объёмы утилизации попутного газа". Это очень важный момент, который напрямую касается промышленности природных ископаемых и направлен, прежде всего, на улучшение экологической ситуации в нашей собственной стране.
Пятое. Транспарентность, прозрачность рынка углеродных единиц. Параллельно с развитием низкоуглеродной экономики будет формироваться рынок углеродных единиц. Такова общемировая реальность. Важно, чтобы деятельность российских участников этого рынка, как внутри страны, так и за её пределами носила цивилизованный характер и в полной мере отвечала нашим национальным интересам в ближайшей и долгосрочной перспективе. Нужно избежать какого-либо спекулятивного ажиотажа в этой сфере, преодолеть негативные последствия которого для конкретных предприятий, регионов и экономики страны будет очень непросто.
И в заключение. Переход к низкоуглеродному развитию должен носить справедливый характер и не должен привести к усилению диспропорций между регионами и странами. Этот подход важен и внутри страны. Не должно получиться так, что какие-то регионы и отрасли примут на себя основное социально-экономическое бремя "зелёного" перехода. Думаю, нам всем стоит немало потрудиться над тем, чтобы этот вызов обернулся очевидным экономическим, экологическим, технологическим, образовательным и социальным выигрышем для всех граждан нашей страны.
Благодарю вас за внимание!