Сергей Миронов провел видеоконференцию о том, какими должны быть учебники по истории
см. также ↓В канун Дня Победы Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов обсудил с учеными-историками программы, по которым молодое поколение знакомится с событиями Великой Отечественной войны, то, какими должны быть современные учебники, и насколько они соответствуют исторической правде о подвиге народа.
"С праздником! С Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне", – поздравил Сергей Миронов собеседников. Он напомнил слова Президента Владимира Путина в Послании Федеральному Собранию о том, что в некоторых учебниках истории недостаточное внимание уделено событиям Великой Отечественной войны, в частности, Сталинградской битве. В связи с этим политика интересовало мнение историков о том, должны ли учебники давать только факты или необходима и их оценка, нужен ли единый учебник, достаточны ли объем и качество материала о войне в учебных программах.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), академик РАН, доктор исторических наук Александр Чубарьян отметил, что проблема и учебников, и истории в целом находится в центре внимания не только в нашей стране, но и во всем мире. По его словам, везде растет неудовлетворенность преподаванием истории в средней школе.
"История, и в школе, в частности, – важнейший гуманитарный предмет, который формирует мировоззрение, служит для воспитания патриотизма, гражданственности", – уверен ученый.
По его мнению, факты в учебниках нужны, но не менее важно, чтобы школа научила ребят самостоятельно мыслить и понимать события. Сейчас, заметил Александр Чубарьян, значимость учебников уменьшилась, так как у детей есть много других источников информации. Принятый по указанию Президента "Культурно-исторический стандарт" предполагает набор определенных тем, которые учитель обязан преподавать, а учебников может быть много, полагает он. В целом ситуация достаточно удовлетворительная, но главное условие преподавания отечественной истории – все методики должны следовать "Культурно-историческому стандарту", уверен Александр Чубарьян.
Он подчеркнул, что в истории страны есть святые события, которые должны всегда освещаться с одних и тех же позиций, и одно из них в XX веке – это Великая Отечественная война. По его словам, сейчас ученое и педагогическое сообщество пристально анализирует вопрос о том, как Великая Отечественная война освещается в учебниках, как должен подаваться учащимся региональный компонент тех событий.
Заведующий кафедрой истории России Орловского госуниверситета, доктор исторических наук, профессор, соавтор учебника, по которому преподают историю в большинстве школ Москвы и в ряде регионов, Сергей Минаков заметил, что современные школьные учебники часто излишне усложнены. Он полагает, что интерес к исторической науке нужно внушать с младшего школьного возраста и здесь роль учителя чрезвычайно велика, а учебник должен быть прост, при этом простота не должна быть упрощением исторической правды.
"Для современного учебника перспектива такая – до бесконечности его расширять очень трудно, значит нужно находить способы и коды, а единственный действенный код – это владение родным языком, чтобы суметь передать в лаконичной и понятной форме историческое знание, а это трудная задача", – отметил Сергей Минаков.
По его мнению, в сложившейся ситуации нужно увеличить количество часов по истории и в школах, и в вузах. Он пояснил, что существующие учебные планы предполагают изучение истории даже не "по верхам", а для галочки, поэтому уровень исторической грамотности очень слабый.
Александр Чубарьян добавил, что наши школьники в интернете сталкиваются с попытками извратить историю, в первую очередь это касается Великой Отечественной войны, и этот фактор нужно обязательно учитывать при составлении учебников.
"Моя увлеченность историей – это заслуга моей учительницы Ираиды Сергеевны Прониной", – рассказал Сергей Миронов, отметив, что роль учителя неоценима для верной интерпретации исторических фактов.