О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов: государство, в котором цены и тарифы становятся для граждан бесконечным кошмаром, не может считаться социальным

Олег Нилов, 26 марта 2021

 см. также ↓

Постоянный рост цен на основные виды продуктов питания, тарифы и услуги воспринимается сегодня гражданами страны как проблема ничуть не меньшая, чем пандемия коронавируса, а может быть даже и более серьезная. Пандемия, слава Богу, идет на спад, тогда как спада цен и тарифов никакого не наблюдается, а скорее наоборот.

К сожалению, мы пока не видим со стороны государства четкой и внятной ценовой политики, комплексной стратегии по регулированию и сдерживанию потребительских цен и тарифов на услуги ЖКХ, не видим никаких действенных мер, направленных на обуздание аппетитов торговых монополистов и торговых спекулянтов. При этом остается нерешенной еще одна острейшая проблема, которая заключается в очевидном несоответствии цен и тарифов доходам абсолютного большинства российского населения. Вместо решения проблемы, напротив, предпринимаются шаги, способные только увеличить это несоответствие. Сравнительно недавно таким шагом, крайне ошибочным и несправедливым, стало принятие парламентским большинством закона о новой методике расчета прожиточного минимума. В соответствии с этой методикой прожиточный минимум, а с ним и МРОТ, отвязываются от потребительской корзины и ставятся в зависимость от т.н. медианной зарплаты, что означает фактически заморозку минимальных зарплат и пенсий в стране на их нынешнем нищенском уровне.

Поэтому Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ будет настаивать на том, чтобы основой для определения величины прожиточного минимума и МРОТ вновь стал закон о потребительской корзине. Мало того, мы предлагаем свой, альтернативный закон о потребительской корзине, где кардинально меняется стоимость корзины и ее состав. Этот закон был разработан нами совместно с наиболее сильными, авторитетными экспертами и учеными Российской Федерации, и получил официальное положительное заключение со стороны Российской Академии наук.

В соответствии с нашим вариантом стоимость потребкорзины более-менее отвечает современным ценам и тарифам и составляет 31 тысячу рублей. При этом структура корзины существенно меняется в пользу повышения качества жизни и здоровья граждан. В частности, мы предлагаем уменьшить объем потребления населением хлебных изделий, картофеля, сахара, кондитерки, растительного масла, и одновременно увеличить объём потребления овощей, фруктов, мяса, молока, рыбы, яиц. Наш вариант корзины включает также подгруппы спортивных и медицинских товаров для поддержания здоровья и профилактики заболеваний россиян. Помимо этого законопроект предусматривает 12 видов услуг, причем 11 из них – вне статьи расходов на оплату услуг ЖКХ.

Именно с принятия такого закона, за которым должно последовать повышение по меньшей мере вдвое минимальных зарплат и пенсий, следует начинать решение задачи по установлению справедливого баланса между действующими в стране ценами и тарифами и доходами граждан. Важной дополнительной мерой в этом направлении я бы считал также принятие закона о предоставлении государственных субсидий на покупку жизненно необходимых лекарств – в случаях, когда расходы на них превышают 10% совокупного дохода гражданина. Аналогичный подход необходимо использовать и в отношении услуг ЖКХ.

Все вместе вышеуказанные законодательные меры позволят нам реально повысить благосостояние россиян, и прежде всего малоимущих. И тогда нам не придется всерьез обсуждать вопрос о введении унизительных для граждан и проблемных с точки зрения реализации новаций, вроде продуктовых карточек и отдельных магазинов для бедных.

Ну, а дальше нужно уже подключать все имеющиеся у государства рычаги и механизмы, позволяющие эффективно противостоять любому необоснованному повышению цен и тарифов. И в первую очередь государство обязано выстроить реально работающую систему противодействия разного рода монополистам и спекулянтам, слишком вольготно обосновавшимся на российском рынке. Среди прочего необходимо ввести реальное госрегулирование тарифов естественных монополий, которые, как известно, закладываются в стоимость большинства товаров и услуг.

В чем это должно выражаться? Я давно предлагал и продолжаю настаивать на принятии закона, который ограничивал бы рост цен на энергоносители уровнем инфляции. Такое правило нужно распространить на бензин, дизельное топливо, газ и прочее, т.е. на все, чем владеют естественные монополии. Тогда монополисты уже не смогут проводить ту политику, которая им нравится, и которая только раскручивает в стране инфляцию. И тогда у нас появится шанс вернуться к условиям, когда все тарифы были приемлемыми, доступными, и мотивировали развитие любого производства – хоть промышленного, хоть сельскохозяйственного.

Теперь о том, как искоренить основное зло, а именно – ценовой беспредел торговых спекулянтов, которые торгуют у нас зачастую по ценам, завышенным даже на в десятки, а на сотни процентов. Здесь не нужно изобретать никакого велосипеда – достаточно посмотреть, как поступают со спекулянтами в странах с развитыми, успешными экономиками. А там давно действует очень простой и прозрачный механизм: со сверхнаценок взимаются сверхналоги. Скажем, если та или иная торговая компания получила сверхприбыль, она платит с нее соответствующие сверхналоги. Вот и выходит, что торговому бизнесу при такой системе становится просто невыгодно накручивать цены на товары. Точно также нужно поступать и нам, сделав уплату сверхналогов со сверхнаценок необратимой, и не позволяя при этом торговым спекулянтам фальсифицировать свою отчетность. Получая сверхприбыль и платя при этом мизерные налоги, они по сути совершают преступление. И за это преступление нужно, если не очень массово, то во всяком случае показательно, штрафовать миллионными суммами и лишать права заниматься тем или иным видом торговой деятельности. Тем более, что кроме опустошения кошельков и карманов действия торговых спекулянтов грозят еще и другими опасностями потребителю, если распространяется фальсификат. Ведь у нас сплошь и рядом фальсификат встречается среди лекарств, среди продуктов питания: чуть ли не половина всех продуктов не соответствует тому, что напечатано на этикетках.

Поэтому, премьеру Мишустину с его огромным опытом работы в налоговой сфере, здесь, как говорится, все карты в руки. Но помимо контроля налогового и антимонопольного необходимо создать условия для народного контроля за потребительскими ценами и тарифами. Мы не раз предлагали, – и даже вносили соответствующий законопроект, – предоставить самим гражданам, потребителям право определенным образом отслеживать и фиксировать явно необоснованные, "накрученные" цены на основные виды продуктов питания, товаров, лекарств и услуг. А вознаграждением людям, выявляющим такие факты, могла бы служить часть средств от суммы штрафов, назначаемых за преступные манипуляции с ценами. Граждане, общественные организации, политические партии должны взять ситуацию под свой повсеместный контроль, чтобы помогать государственным структурам выявлять торговых спекулянтов и бить их рублем. Система народного контроля предполагает, что торговцы должны в обязательном порядке предоставлять потребителю информацию не только о цене продажи товара, но и о цене оптовой закупки, и о цене производителя.

Я глубоко убежден в том, что если человек чуть ли не каждую неделю хватается за голову, видя изменившиеся ценники в магазинах и аптеках, или квитанции на оплату услуг ЖКХ, то он проживает явно не в социальном государстве. И точно также нельзя считать социальным государство, где уже многие годы сохраняется огромная пропасть между доходами простых трудящихся и доходами многочисленных чиновников, министров, депутатов разных уровней, не говоря уже о пресловутых руководителях и топ-менеджерах госкомпаний, госкорпораций и госбанков. Эту проблему тоже давно пора решать, и сделать это можно только одним путем: принятием специального закона, который привязал бы зарплаты начальников разного рода бюджетных учреждений и предприятий к средним заработкам по этим учреждениям и предприятиям, в пропорции не более 5-7 крат. Примерно такое же законодательное решение должно касаться и депутатов, министров, губернаторов, прочих госчиновников, чьи зарплаты необходимо привязать к средним по региону и по стране. Вот такой вариант борьбы с социальной несправедливостью, наверное, позволит вернуть людям веру в социальное государство. А пока, к огромному сожалению, мы продолжаем жить в стране, в которой для одних проблема заключается в пустых щах, а для других – в мелком жемчуге.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International