15 декабря Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины". Законопроект представил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Вопрос докладчику задали Олег Нилов и Игорь Моляков:
Олег Нилов:
Николай Петрович, ну вот когда закон достойный для обсуждения, понимания и принятия, вопросов немного.
Скажите, а вот это древнее наше историческое правило уплаты попенного налога, оно не рассматривалось вообще и не рассматривается сейчас в качестве какого-то контрольного варианта, когда не просто дерево, а части дерева, его же пилить можно, и представить всё равно какую-то другую информацию, которая интересна заготовителю? А вот пенёк-то уж никуда не денешь, выкорчёвывать его себе дороже будет.
Может быть, всё-таки рассматривать в качестве дополнительного контрольного инструмента ещё, чтобы, грубо говоря, эти жулики не обманывали нас, как и раньше? Вот вы введете эту систему, она гарантирует 100-процентную уплату.
Николай Николаев:
Олег Анатольевич, конечно, в рамках этого законопроекта никакие налоговые вопросы не решались и не рассматривались. Другое дело, это большая реформа, и в обязательном порядке, конечно, нам нужно будет обеспечить не только принятие этого законопроекта, но и законопроекта, который сейчас готовится Правительством, о лесоустройстве.
В целом реформа нам предстоит огромная. Здесь присутствует Сергей Михайлович Аноприенко, заместитель Министра природных ресурсов и экологии, руководитель Рослесхоза. Если Александр Дмитриевич потом даст ему слово или позволит ответить на этот вопрос, я думаю, что у него можно спросить по поводу планов введения тех или иных налогов.
Игорь Моляков:
Николай Петрович, вы провели большую аналитическую работу, видимо, знакомились с опытом работы прежнего губернатора Иркутской области, сейчас он экс-губернатор. Не относясь к его статьям, по которым он сейчас сидит, я беру его лесную программу. С удивлением ознакомившись с теми мерами, которые он проводил на территории Иркутской области и теми мерами, которые вчера были озвучены в виде указов Президента, я заметил, что они практически совпадают.
В связи с этим вопрос. Вот вы лично считаете, что меры, которые предпринимал губернатор по охране леса и которые привели к кратному увеличению бюджета Иркутской области, были верными?
Николай Николаев:
Что касается сути вашего вопроса относительно тех мер, которые принимались в Иркутской области, и которые пересекаются, в том числе, вот с предложениями этого законопроекта. Я приблизительно понимаю, о чем вы говорите, вы говорите в том числе и о сопроводительных документах, которые вводились в качестве эксперимента в Иркутской области.
Мы анализировали, я не раз уже выступал по этой теме и обращал внимание, что в отдельно взятом регионе построить прозрачную систему контроля за лесом невозможно. Объясню почему.
Дело в том, что, если вы вводите электронный документ, то он должен обеспечивать не только контроль за перемещением внутри региона, он должен, в том числе и охватывать другие регионы, потому что если любой водитель, которого при проведении вот этого эксперимента задержали бы в Иркутской области, он может спокойно сказать, что он везет из Красноярска в Бурятию, всё, и он уже вне каких-либо контрольных вот таких локальных мер.
Поэтому я считаю, что здесь очень важен именно комплексный подход, не отдельно взятая мера, а то, о чём и Президент написал в поручении, чтобы контроль был, начиная от места заготовки заканчивая покупателем и чтобы ни в коем случае эта цепочка не прерывалась.
Если брать, вот сейчас тоже ЛесЕГАИС есть, да, но там фиксируются только сделки, а что было до, что было после, никто не знает, тогда и не нужно это, да, это был бы такой первый этап, но сейчас-то время уже комплексно решить эту проблему.
Спасибо.