Госдума России приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 936 Бюджетного кодекса РФ". Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по этому законопроекту, которым меняются правила предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации, представил первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:
Данный закон разработан по поручению главы государства Президент России по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, состоявшегося в сентябре поручил увеличить со 180 до 240 дней срок предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации и муниципалитетам.
Это решение очень своевременно и важно сегодня в условиях резкого падения доходов и роста дефицитов региональных и местных бюджетов, в ситуации крайней закредитованности регионов.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что кризисные явления в экономике обострили копившиеся годами проблемы в сфере межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Федерации. И эти проблемы не решены, несмотря на уже сделанные правильные шаги. В начале года были внесены изменения в Бюджетный кодекс, которыми увеличили субъектам РФ с 90 до 180 дней срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете, перенесли с 2020 года на последующий период сроки погашения задолженности по бюджетным кредитам, а для покрытия дефицитов разрешили привлечь дополнительные заимствования на рынке, в том числе с превышением установленного законом верхнего предела госдолга РФ.
Но, к сожалению, все эти и другие изменения в Бюджетном Кодексе на практике не принесли ожидаемых результатов. Мы хорошо знакомы с положением дел на местах и точно знаем, что действующие с 2017 года соглашения субъектов Федерации с Минфином РФ о реструктуризации бюджетных кредитов продолжают ограничивать регионы в возможности использовать заемные средства.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает так: пока Минфин РФ не смягчит условия соглашений и правила реструктуризации кредитов, субъекты Федерации не смогут решать проблемы, в том числе, возникшие из-за кризиса и пандемии. И многие регионы нас в этом поддерживают. В кризисной ситуации этого года региональные бюджеты суммарно недополучили около 20% собственных доходов. К традиционным расходам субъектов Федерации, в том числе, на реализацию нацпроектов, добавились дополнительные непрогнозируемые расходы по борьбе с пандемией и ее последствиями. При этом сумма долговых обязательств регионов достигла 2,15 трлн рублей, то есть 22,5% от суммы их собственных доходов.
Наша фракция отмечала, что у региональных бюджетов нет резервов, которые имеются у федерального бюджета. Сегодня субъекты РФ могут надеяться только на помощь федерального центра. Даже 300 млрд рублей дополнительных трансфертов, выделенных в этом году, и точечной поддержки регионов, обещанной кабинетом министров на следующий год, на наш взгляд, недостаточно. В проекте бюджета на 2021-2023 годы мы не увидели инструментов для решения накопившихся проблем регионов.
Принятие данного законопроекта, который увеличивает до 240 дней срок предоставления бюджетных кредитов, позволит регионам отложить привлечение коммерческих займов или вовсе от них отказаться, а значит сэкономить на обслуживании государственного (муниципального) долга.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы у региональных бюджетов возникли кассовые разрывы, под угрозу было поставлено выполнение социальных обязательств и реализация национальных проектов в субъектах Федерации. Наша фракция поддерживает данный законопроект, который будет способствовать сохранению финансовой стабильности регионов.
Однако нельзя на этом останавливаться. Нужно делать следующие шаги. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что для вывода межбюджетных отношений из тупика требуется серьезная перенастройка налоговой системы в пользу бюджетов субъектов РФ. Умение выбивать дополнительные средства в федеральном центре не должно оставаться единственным способом решения проблем. Регионам нужно дать больше финансовой независимости, а также серьезную мотивацию к увеличению доходной базы своих бюджетов.