Госдума России приняла во втором чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ". О том, как эти поправки повлияют на экономику страны и взаимоотношения центра с регионами рассказал первый заместитель Комитета по бюджету и налогам ГД РФ, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Ко второму чтению законопроекта был внесен Правительством России и поддержан нашим думским комитетом целый ряд значимых поправок. Одну из этих поправок в законодательство следовало внести уже давно. Но пока не грянула экологическая катастрофа в Норильске, к сожалению, никто, что называется, "не перекрестился".
После разлива нефти на объекте "Норильского никеля" оперативно приняли законопроект "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды", который пролежал на рассмотрении в парламенте более двух лет. В июле этого года его за пару дней рассмотрели во втором и третьем чтении и 13 июля опубликовали. С января 2021 года Правительство России получает полномочия устанавливать перечень требований и обязанностей эксплуатирующей организации по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Следующим закономерным шагом стали поправки в Бюджетном Кодексе. Статья 46 дополняется действительно важной и нужной нормой о том, что платежи по искам и добровольные платежи организаций по возмещению вреда причиненного водным объектам, которые находятся в федеральной собственности, полностью зачисляются в федеральный бюджет.
Это совершенно логично. Полномочиями, необходимыми для ликвидации последствий экологических катастроф на реках и морях обладают федеральные структуры, а вовсе не региональные и тем более местные органы власти. Ущерб от любого разлива нефтепродуктов, случившийся в акватории реки или моря на территории одного города и региона, неизбежно распространяется на соседние регионы. Значит и средства на восстановление экологического баланса на всех этих территориях должны выделяться из федерального бюджета.
Практика еще раз показала, что даже такие прописные истины должны стать буквой закона. Теперь в Бюджетном Кодексе будет четко указано, как платежи по возмещению вреда, причиненного водным объектам, будут распределяться по разным уровням бюджетной системы. За ущерб объектам, находящимся в собственности субъектов федерации или муниципальных образований платежи будут на 100% зачисляться соответственно в региональные и местные бюджеты. За объекты федеральной собственности – в федеральный бюджет.
Эти разумные и справедливые требования закона обеспечат дополнительные доходы бюджетов, а также усилят ответственность компаний за состояние окружающей среды и простимулируют их к более жесткому контролю за состоянием своих объектов.
Кроме того, приняты поправки, упорядочивающие межбюджетные отношения. Так, штрафы за административные правонарушения, выявленные должностными лицами государственных внебюджетных фондов, которые ранее поступали в местные бюджеты, теперь будут полностью зачисляться в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов.
До конца этого года штрафы РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территориях регионов или в зоне чрезвычайной ситуации, наложенные на основании протоколов, которые составлены должностными лицами органов власти субъектов РФ, будут полностью зачисляться в региональные бюджеты.
До 1 января 2024 года в бюджеты субъектов РФ также на 100% будут зачисляться штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта, постановления о наложении которых вынесены должностными лицами ФОИВов. Речь идет о нарушениях, выявленных на автодорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, местного значения.
Уточняются положения законодательства, связанные с распределением сумм акцизов.
Принята поправка о том, что налоговые доходы от акцизов на средние дистилляты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, в 2020 году подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства между региональными бюджетами в соответствии с приложением к законопроекту. Эти нормы вводятся в связи с тем, что в этом году приостановлено внесение изменений в федеральный бюджет, увеличены ставки акцизов с 9% до 20%, с 1 апреля действуют положения НК РФ, уточняющие понятие "средние дистилляты" и порядок их возмещения.
По оценке Правительства все эти изменения в бюджетном законодательстве позволят распределять поступление сумм акцизов более равномерно, без привязки к производству, и не допустить снижения доходов бюджетов субъектов РФ.
Более четкими становятся и правила распределения федеральной поддержки регионов. Теперь до 1 января очередного финансового года (а не до 15 февраля текущего как раньше) будут заключаться соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, а федеральным законом и актами Правительства РФ распределяться иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ. То есть уже к новому году регионы будут точно знать, какой объем средств они получат из федеральной казны, следовательно, смогут четко распланировать доходы и расходы своих бюджетов.
Кроме того, приняты предложенные всеми фракциями Госдумы поправки, которые обеспечат выполнение госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" на уровне национальных проектов. Предусмотрено, что до 1 января 2025 года на субсидии из федерального бюджета на реализацию этой программы не распространяются положения БК РФ, запрещающие устанавливать в отношении отдельных субсидий иной предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, чем тот, который утвержден Правительством РФ.
Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержала предложенные правительственным законопроектом коррективы в бюджетном законодательстве, поскольку они повышают финансовую стабильность российских регионов и способствуют сохранению устойчивости всей бюджетной системы страны.