Госдума во втором чтении приняла законопроекты "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ". Инициативы прокомментировал первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:
Эти законопроекты разработаны представителями верхней и нижней палат парламента и направлены на реализацию задач, поставленных Президентом России в его Послании Федеральному Собранию.
Глава государства поручил создать условия для более активного участия граждан в улучшении условий жизни на местном уровне, в формировании и исполнении местных бюджетов. До сих пор инициативное бюджетирования регулировалось только региональным законодательством. А опыт такой работы имеется лишь в нескольких субъектах федерации. Сейчас же на федеральном уровне создаются правовые основы применения и регулирования вопросов инициативного бюджетирования. Формируется единый для всех регионов законодательный механизм реального участия жителей муниципалитетов в формировании местных бюджетов и определении приоритетов в расходовании их средств.
В законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" теперь четко прописано, что представительные органы муниципального образования в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ определяют порядок выдвижения, внесения и рассмотрения инициативными группами граждан и ТОСами проектов инициативных бюджетов, а также порядок проведения их конкурсного отбора и дальнейшей реализации.
В частности, указано, что до внесения в местную администрацию каждый проект инициативного бюджетирования будет обсуждаться на конференции местных жителей, которые должны быть заранее проинформированы и иметь возможность вносить свои замечания и предложения. Внесенный инициативный бюджет местная администрация обязательно должна рассмотреть в течение 30 дней и принять решение о том, как именно с ним работать – в пределах уже утвержденных решением о местном бюджете ассигнований, внося необходимые для реализации проекта изменения в решение о местном бюджете или выдвигая на региональный уровень для участия в конкурсе инициативных проектов субъекта РФ. Для отказа в поддержке проекта инициативного бюджета у местных властей должны быть только веские основания несоответствие требованиям законодательства, отсутствие у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав или возможностей найти необходимые средства.
Законопроектом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ" определен порядок финансового обеспечения проектов инициативного бюджетирования, каждому из которых теперь будет присваиваться уникальный код классификации расходов бюджетов. А в перечень бюджетных полномочий Минфина РФ включили методическое обеспечение планирования и исполнения расходов региональных и местных бюджетов в целях реализации проектов инициативного бюджетирования. Кроме того, министерство финансов будет помогать финансовым органам муниципалитетов и субъектов РФ доводить соответствующую информацию в доступной и понятной для граждан форме.
Суть института инициативного бюджетирования в том, что проекты реализуются за счет местных бюджетов, финансовой поддержки из бюджетов субъектов РФ, а также за счет добровольного финансового, имущественного и трудового участия граждан, индивидуальных предпринимателей организаций. В законопроекте указано, что инициативные платежи физических и юридических лиц, которые желают участвовать в проекте, зачисляются в местный бюджет и включаются в перечень неналоговых доходов. Если же проект не был реализован, то эти платежи им возвращают.
В мире институт инициативного бюджетирования уже четверть века демонстрирует свою эффективность в решении проблем территорий с участием проживающих на них граждан. В странах Евросоюза эти практики получили название Community-led Development. В нашей стране такие проекты, направленные на решение социально важных проблем, реализуются в последние несколько лет в отдельных регионах и муниципалитетах. Их доля пока что очень мала региональные практики инициативного бюджетирования редко где превышают 1% от общего объема бюджетных расходов.
В основном речь идет о микропроектах, средняя стоимость которых, например, в Тверской области составляет около 700 тыс. руб. Ведь верхняя планка объема государственного финансирования проектов, инициативного бюджетирования объединяющих ресурсы регионов, муниципалитетов, граждан и предпринимателей, для городов составляет два млн рублей, для сел – один млн рублей.
Бюджеты большинства муниципальных образований дефицитны уже несколько лет подряд. В 2018 году только 14,7% городских поселений и 16,5% сельских поселений самостоятельно обеспечивали решение всех вопросов местного значения. Так что проекты инициативного бюджетирования финансируются, в основном, из бюджетов субъектов федерации – их доля составляет около 65%, а на долю местных бюджетов и граждан приходится 35%. Во многих регионах доля софинансирования гражданами не превышает 4-5% от общей стоимости проектов. Принятые изменения в законодательстве вряд ли смогут в ближайшее время обеспечить широкое распространение инициативного бюджетирования в жизни регионов и муниципалитетов. При действующей системе распределения доходов по уровням бюджетной системы и постоянном сокращении доходов населения на это просто не хватит средств. Но законодательный механизм, позволяющий гражданам принимать активное участие в принятии решений и разделять с органами власти ответственность за развитие своих городов и сел, безусловно необходим уже сегодня.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которая из года в год в федеральном парламенте представляет "Альтернативный бюджет", сформированный с учетом предложений и инициатив наших избирателей, поддерживает инициативу Президента России и законопроект, который предоставляет гражданам возможность самим определять важнейшие проблемы на местах и непосредственно участвовать в их решении.
О проблемах поселений и о том, как именно лучше их решить, лучше всего знают не чиновники, а люди, которые там живут и работают.