Председателю Правительства
Российской Федерации
М.В. МИШУСТИНУ
103274, г. Москва,
Краснопресненская набережная, 2
Уважаемый Михаил Владимирович!
Президент Российской Федерации 9 мая 2020 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей разработать и представить общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает указанное поручение своевременным и отвечающим сложившимся перед нашей страной вызовам. В этой связи и для достижения обозначенных Президентом Российской Федерации целей и задач Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает Правительству Российской Федерации реализовать следующие меры:
1. Меры по стимулированию потребительского спроса и снижению социального неравенства.
Сложившаяся ситуация не только создала новые вызовы, но и обнажила уже имеющиеся проблемы в структуре экономики России. В частности, это выражается в высоком уровне социального расслоения, а также в существенной доле граждан с крайне низкими доходами.
Необходимо в срочном порядке перераспределить имеющиеся ресурсы, приняв меры по установлению повышенного налогообложения на престижное личное потребление, на доходы наиболее обеспеченных граждан и сверхдоходы неперспективных высокомаржинальных сфер экономики с одновременным принятием мер по повышению доходов наименее защищенных групп граждан.
Мы убеждены, что, прежде всего, меры, направленные на снижение социального неравенства граждан совместно с регулятивным сглаживанием имеющихся перекосов в налоговой и иной сфере, являются на сегодняшний день ключом к выходу из сложившейся ситуации.
В этой связи партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает:
- отказаться от действующего состава потребительской корзины, не обеспечивающего даже самого минимального уровня потребления для граждан. Партией совместно с ведущими учеными рассчитана реальная стоимость потребительской корзины, концепция и состав которой одобрены Российской Академией Наук. Стоимость реальной потребительской корзины согласно нашим подсчетам должна составлять 31 087 рублей. Необходимо увеличить размер потребительской корзины до указанной величины, что повлечет пересмотр уровня прожиточного минимума, МРОТ, пенсий, стипендий и иных связанных с ними выплат и напрямую простимулирует платежеспособный потребительский спрос;
- ввести прогрессивную шкалу налогообложения по налогу на доходы физических лиц;
- принять реально действующий закон о налоге на роскошь;
- снизить обязательные платежи во внебюджетные фонды;
- установить федеральные гарантии в виде единых тарифных сеток по всем субъектам Российской Федерации в целях равного материального обеспечения на всей территории Российской Федерации работников стратегических профессий: врачей, педагогов, ученых;
- создать льготные режимы для самозанятого населения, при которых лица с доходом до 31 087 рублей не будут облагаться налогом на профессиональный доход;
- вернуть пенсионный возраст на прежние значения – 55 и 60 лет для женщин и мужчин ввиду существенного повышения уровня безработицы, в том числе среди пожилых граждан, являющихся наиболее уязвимыми к социальным потрясениям;
- установить для граждан, достигших возраста 55 и 60 лет (для женщин и мужчин соответственно) в случае, если они были уволены вследствие ликвидации организации, право на досрочное получение страховой пенсии по старости;
- проиндексировать пенсии работающим пенсионерам и осуществить пересчет недоиндексированных с 2015 года страховых пенсий по старости;
- снизить возраст, с которого наступает право на получение повышенного размера страховой пенсии по старости с 80 до 75 лет;
- принять более широкий спектр мер адресной поддержки семей, имеющих детей, включающий в себя дифференцированные меры поддержки для молодых семей, для студенческих семей, для семей, воспитывающих ребенка-инвалида и т.д.;
- повысить до уровня прожиточного минимума выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы;
- увеличить целевую статью расходов федерального бюджета по выделению межбюджетных трансфертов в целях обеспечения жильем детей-сирот;
- отменить регрессивную шкалу отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования;
- пересмотреть действующий порядок определения налога на имущество в целях его расчета без учета кадастровой стоимости имущества либо провести реальную реформу кадастровой оценки, предполагающую установление четких методик и критериев такой оценки;
- исключить из налоговой базы земельного налога земельные участки площадью до 800 кв.м. для всех физических лиц, не имеющих иных земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
- поддержать рынок и субсидировать кредитные процентные ставки при приобретении гражданами объектов индивидуального жилищного строительства, показавшего в текущей эпидемиологической ситуации свою востребованность и преимущества;
- принять меры адресной поддержки граждан, имеющих доходы ниже двух прожиточных минимумов, по предоставлению им материальной помощи на приобретение продовольственных товаров отечественного производства (за исключением алкоголя и табака), что будет являться эффективной, целевой, адресной мерой поддержки граждан, а также обеспечит как сферу торговли, так и отечественных производителей минимальным гарантированным уровнем спроса на товары;
- снизить до 15 процентов предельную долю расходов гражданина на оплату услуг ЖКХ;
- установить предельную долю расходов гражданина на оплату жизненно-необходимых важнейших лекарственных препаратов в размере 10 процентов.
2. Меры по структурному изменению экономики.
Установившаяся экономическая модель, связанная с избыточным административным давлением, несовершенством налоговой и тарифной систем, неэффективной системой принятия решений в сфере государственного управления, отсутствием достаточного уровня диверсификации высокодоходных сфер экономической деятельности, является одним из ключевых факторов сдерживания развития экономики.
В этой связи и в целях повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает целесообразным принятие следующих мер:
- установление персональной ответственности в виде освобождения от должности и привлечения к иным видам ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за недостижение установленных показателей увеличения доли малого и среднего бизнеса, увеличения ВВП субъектов России и Российской Федерации в целом, роста благосостояния граждан, увеличения объема инвестиций, снижения безработицы, увеличения продолжительности жизни и т.д.;
- проведение налогового маневра, переносящего налоговую нагрузку с обрабатывающего сектора на сырьевой;
- осуществление в целях стимулирования регионального развития регистрации предприятий и уплаты ими налогов в тех субъектах Российской Федерации, где находится их основное производство;
- введение дополнительных мер по обеспечению трудоустройства граждан Российской Федерации путем установления квотирования максимальной доли иностранных граждан, не относящихся к высококвалифицированным специалистам, в рамках одной организации;
- отказ от возврата налога на добавленную стоимость при экспорте сырья за пределы Российской Федерации,
- принятие мер по расширению участия региональных банков в кредитовании малого и среднего предпринимательства по "Программе 6,5" в связи с сокращением рынка кредитования малого и среднего бизнеса третий год подряд в связи с перетоком средств малого и среднего предпринимательства из региональных банков к крупнейшим, которые получили фактическую монополию на предоставление дешевых кредитных ресурсов за счет доступа к государственным программам, что негативно отражается как на объемах кредитования, так и на развитии предпринимательства и банковской сферы;
- установление государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и табака;
- принятие пакета мер по борьбе с "серой" занятостью в целях легализации рынка труда:
а) предоставление возможности до конца 2021 года по "выходу из тени" для бизнеса без применения к нему штрафных санкций или привлечения к предусмотренной законодательством ответственности;
б) снижение страховых взносов во внебюджетные фонды для низкооплачиваемых работников;
в) принятие мер дестимулирующего характера в отношении работодателей, привлекающих нелегальную рабочую силу в виде отмены всех налоговых льгот и возможности реализации государственных подрядов в случае обнаружения факта привлечения нелегального труда;
г) упрощение процедуры проведения коллективных трудовых споров;
д) установление гарантий от необоснованных увольнений и иных форм дискриминации в отношении выборных профсоюзных руководителей;
е) предоставление права всем профессиональным союзам на ведение самостоятельных коллективных переговоров.
- реформирование системы государственных закупок с исключением возможности их проведения неконкурентными способами, в том числе при закупках взаимозависимыми лицами и т.д.;
- принятие комплекса мер по национализации осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации предприятий:
а) обеспечение нахождения системообразующих для нашей страны предприятий в юрисдикции Российской Федерации с ликвидацией возможности их нахождения в зарубежных или оффшорных юрисдикциях;
б) принятие нормативного акта о лишении всех видов государственной поддержки и доступа таких компаний к государственным закупкам в отношении компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях;
в) повышение пошлины на вывоз капитала из страны и отмена возврата НДС компаниям, которые работают в офшорных зонах;
- повышение эффективности использования государственного имущества:
а) закрепление на уровне федерального закона нормы об обязательной выплате дивидендов государственными компаниями в размере не менее 50 процентов от чистой прибыли;
б) установление ограничения на выплаты вознаграждений в государственных компаниях и корпорациях в виде кратности 1:8 между средним и максимальным содержанием в рамках одной организации;
- установление на федеральном уровне правила о вступлении в силу норм, предполагающих введение новых налоговых или неналоговых платежей не раньше, чем через 5 лет после их принятия;
- ускорение реализации программы по разработке и строительству массового типового строительства индивидуальных малоэтажных жилых домов, включающей в себя комплексное развитие территорий в части обеспечения их необходимой инфраструктурой;
- принятие мер, направленных на увеличение доходов бюджета Российской Федерации от эксплуатации лесных ресурсов, в том числе за счет устанавливаемых ставок платы за использование древесины, отпускаемой на корню, арендных платежей за использование земельных участков и дополнительного участия государства в лесохозяйственной деятельности, разработка комплекса мер, направленных, на создание справедливой системы нормативов формирования бюджетных расходов в части определения стоимости единиц лесохозяйственных работ и возмещения в отношении субъектов со стороны федерального центра, а также разработка комплекса мер по поддержке лесоперерабатывающих производств с высоким уровнем добавочной стоимости.
3. Меры по защите отечественных производителей.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает необходимым продолжение реализации курса по импортозамещению в различных отраслях российской экономики. Одновременно с этим имеющийся опыт свидетельствует о том, что без проведения разумной политики протекционизма реализация программ импортозамещения зачастую невозможна.
В этой связи Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает ряд мер, направленных на поддержку отечественных компаний и стимулирование экономической активности бизнеса:
- снижение ставки налога на добавленную стоимость до 15%;
- продление режима единого налога на вмененный доход на 3 года;
- ограничение ежегодного роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции;
- расширение механизма инвестиционной льготы по налогу на прибыль;
- увеличение расходов на поддержку отечественной обрабатывающей промышленности, в том числе, отчисления в Фонд развития промышленности;
- реализация мер по упрощению возврата НДС экспортерам высокотехнологичной продукции, компенсация затрат на продвижение товаров и услуг на зарубежных рынках, обеспечение льготных кредитов для экспортеров товаров с высокой добавленной стоимостью, произведенной в России, упрощение документооборота и снижение административных барьеров, препятствующих экспорту;
- установление дифференцированного налогообложения продукции внутри страны в зависимости от глубины переработки и величины добавочной стоимости;
- установление временных заградительных мер в отношении товаров и услуг зарубежного производства в наиболее значимых для экономики Российской Федерации сферах при наличии возможности реализации таких товаров и услуг отечественными компаниями в целях удовлетворения потребительского спроса не менее чем на 90 процентов;
- увеличение обязательной доли закупок товаров и услуг для государственных нужд у предприятий малого и среднего бизнеса;
- упрощение процедуры регистрации новых микро, малых и средних предприятий, включая ограничение ее "одним окном", а по представляемым документам паспортом гражданина Российской Федерации;
- увеличение количества площадей для постоянной рыночной торговли, осуществление безналоговой торговли продукцией личного производства без специальных разрешений в удобных для этого местах.
С.М. Миронов