Федот Тумусов, Олег Шеин и Ольга Епифанова задали вопросы Министру здравоохранения
см. также ↓13 мая в Государственной Думе состоялся "правительственный час" с участием Министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко. Вопросы от фракции "СР" министру задали первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья, заместитель руководителя фракции Федот Тумусов, заместитель руководителя фракции Олег Шеин, Заместитель Председателя ГД Ольга Епифанова.
Федот Тумусов:
Уважаемый Михаил Альбертович, нам сегодня, конечно, надо крепко подумать, что мы будем делать после победы над коронавирусом. Мы считаем, что коренным образом надо поменять всю организационную и финансовую структуру здравоохранения в стране. Лекарством надо обеспечивать, а не только торговать. Нас спасает бюджетное финансирование, а не страховые компании, и это, конечно, надо законодательно закрепить. Мы предлагаем начать с разработки и принятия кодекса здравоохранения, в котором были бы системно отражены методы и меры государственного регулирования единой неделимой системы здравоохранения в стране. И, конечно, это бы учитывало и территориальные особенности, и традиции, и готовность к эпидемиям и чрезвычайным ситуациям. Как вы относитесь к этому нашему мнению?
Михаил Мурашко:
Формат нормативно-правового регулирования в виде кодекса существует, мы его обсуждали. Думаю, что в рамках гильотины, в том числе, есть в ряде стран, но так, чтобы впрямую кодекс по здравоохранению сформировать, честно говоря, не сталкивался, но есть формат кодексов для продукции. Поэтому ваше предложение, оно интересно, мы его начнём, так сказать прорабатывать, в том числе и я вот говорю, очевидная вещь, это для продукции, для медицинской продукции, лекарства, медизделия, клеточные продукты вот это та часть, которая точно уже просится сегодня в это направление, в том числе в рамках ЕврАзЭС. Поэтому идея великолепная, мы её начнём реализовывать, в части уже есть наметки по проработке. Спасибо.
Олег Шеин:
Уважаемый Михаил Альбертович!
Руководством страны, министерством сделано очень многое для дополнительных выплат медработникам, занятым в борьбе с COVID, но я бы хотел остановиться на тех сотрудниках, которые не работают в красной зоне.
Не секрет, что многие больницы были переоборудованы под госпитали, у нас, к примеру, в Астраханской области крупнейшая областная клиническая больница ушла под госпиталь, часть сотрудников ушли работать в него, а часть отправили домой на 2/3 оклада, то есть на 10-15 тыс. рублей в месяц. Я полагаю, такой случай может быть не единичен, и хотел спросить, разделяет ли министерство такую позицию региональных властей в данном случае, особенно в свете указа Президента № 206 о сохранении за сотрудниками заработной платы в период нерабочих дней. Врачи, мне кажется, ничуть не хуже, чем любые другие работники. Спасибо.
Михаил Мурашко:
Спасибо большое, Олег Васильевич.
В первую очередь необходимо сказать, что ситуация по плановой помощи по всему миру действительно претерпела изменения. В ряде государств больницы, оказывающие помощь, вообще вынуждены были закрыться. И мы видим, в том числе, скажем, институт Бурденко – в апреле месяце количество поступающих пациентов сократилось на 7%. И многие учреждения сегодня в силу того, что пациенты опасаются, обоснованно опасаются в этот период идти на большие вмешательства…
Я уже говорил о том, что 400 очагов возникло в больницах. Заносы, несмотря на все профилактические меры, существуют. И вопрос сохранения две трети заработной платы – это раздел, касающийся исполнения Кодекса. Но я по этой больнице сейчас не готов конкретно ответить, по какому персоналу это есть. Я сегодня уточню этот вопрос и направлю письменный ответ. Хорошо? Именно конкретно по той больнице, которую вы обозначили. В чем там заключается (вопрос), почему персонал вывели, какие возникали проблемы при этом. Хорошо? Я посмотрю и сегодня вам дам ответ. Спасибо.
Ольга Епифанова:
Уважаемый Михаил Альбертович, 27 апреля Минздрав и Минобразования России выпустили приказы, согласно которым студенты медицинских вузов должны быть допущены к прохождению практики в больницах для пациентов с коронавирусной инфекцией, причем такая практика возможна только при наличии письменного согласия студента.
Однако в средствах массовой информации и на сайтах петиций уже не впервые проходит информация о том, что руководство вузов требует от студентов подписать согласие на практику в добровольно-принудительном порядке, не разъясняя подробности. Несогласным студентам предлагают взять академический отпуск, либо намекают на отчисление.
Вопрос. На каких условиях привлекаются студенты к работе с коронавирусными больными? Распространяются ли на них те же гарантии, которые имеются у штатных сотрудников больниц, особенно "красные зоны"?
Михаил Мурашко:
Да, спасибо большое, глубокоуважаемая Ольга Николаевна.
Студенты – это только старшие курсы, которые приходят работать в "красную зону". Обязателен трудовой договор, обязательно их личное согласие, отсутствие медицинских противопоказаний, не должно быть заболеваний, которые препятствуют работе в "красной зоне", это важный элемент. Все гарантии, которые распространяются на штатный персонал, ровно также на студентов обязаны распространяться.
И если студент не может работать, у нас нет обязательности всем прийти в "красную зону", но в реальности система сегодня испытывает дефицит, но не в полном объеме, студентов четвертого, пятого, шестого курсов. Поэтому помощь их нужна на других этапах в том числе: и в лабораториях, и на амбулаторном приёме, в том числе необходимы руки и для забора анализов и так далее. То есть и мы видим, что, скажем, много студентов сегодня работают на входе в определённые государственные учреждения для замеров температуры (сотрудников) – это тоже элемент (направление), куда направляются студенты. Разговора об академической задолженности или отчислении быть не должно. Но всё-таки когда мы говорим о медиках, у медиков, когда я набирал персонал, в том числе работая в надзорном ведомстве, у нас была очень жёсткая система набора, обязательно общался психолог, обязательно тестировал, ради чего человек приходит на государственную службу. Вот когда приходил медик, психолог всегда отмечал, что у медика социальное служение и преданность профессии всегда доминировали и стояли на первом месте даже в ущерб каким-то личным и подчас семейным приоритетам. Поэтому, приходя в медицину, каждый всё равно должен понимать, что он приходит служить, служить пациенту. И воспитание врача, воспитание студента-медика – это тоже элемент образования. И в последующем он должен понимать, для чего он пришёл и ради кого он пришёл работать. Спасибо.