12 мая Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект № 757296-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации). По поправкам к законопроекту выступил Валерий Гартунг.
Поправка №2:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Поправкой номер два мы предлагаем распространить действие этого закона на вкладчиков, потерявших вклады в банках, у которых отозваны лицензии с 29 декабря 2014 года, но в сумме до пяти млн руб. По данным АСВ, эта поправка в случае её принятия поможет вернуть деньги 170,2 тыс. граждан. Сумма общая, которую нужно будет возместить АСВ, 45,6 млрд руб.
То есть это как раз та самая поправка, которую ждут люди.
Мы, когда принимали закон в первом чтении, мы полагали, что ко второму чтению внесем поправки и распространим закон на правоотношения задним числом, чтобы люди, которые ждут помощи, её получили. Если мы эту поправку не примем, то закон вступит в силу только на правоотношения будущих периодов, и гражданам, которые стоят возле Думы здесь с плакатами, этот закон не поможет.
Уважаемый Вячеслав Викторович, вы абсолютно правы, конечно, нужно решать вопросы консенсусом, именно поэтому Сергей Михайлович Миронов обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой обязать Правительство и ЦБ рассмотреть эти поправки, о которых я сейчас говорю, эти три поправки. Президент такое поручение дал, но ни Центральный банк, ни Правительство не рассмотрели эти поправки и не высказали свои позиции. Я на пленарном заседании несколько раз задавал вопросы и представителям ЦБ, и представителям Правительства, вы будете выполнять поручение Президента? Они сказали, будем. Но оно так и не выполнено. Мы так и не собрались и не рассмотрели эти вопросы, вот в чём дело.
У нас, во фракции, консенсус есть. Если бы ЦБ и Правительство выполнили поручение Президента, этой дискуссии бы сейчас не было.
Поправка №3:
Уважаемый Вячеслав Викторович, я поддерживаю вас в том, что надо консенсусно принимать решение. И скажу, что даже, если наша поправка не принята, мы законопроект поддержим во втором чтении. Просто он не будет отражать ожидания граждан, которые стоят под стенами Государственной Думы.
И вы правильно заметили, что можно найти другой вариант, каким образом эти ожидания граждан реализовать. У нас еще есть законопроект, внесенный в Государственную Думу, который еще не рассматривался в первом чтении, и он как раз на эту же самую тему. Один из таких законопроектов мы уже отклонили, второй сейчас принимаем, но он не в полном объеме решает вопросы и только на будущее, а вот третий законопроект, он еще у нас здесь в рассмотрении. Мы можем еще раз вернуться и действительно найти решение, выполнив поручение Президента, собрав рабочую группу и рассмотрев все вопросы. Подчеркиваю, здесь цена вопроса 45,6 млрд. На кону 170 с лишним тыс. граждан, их вклады.
Теперь об этой поправке. Здесь мы предлагаем увеличить срок, в течение которого возникают обстоятельства, при которых гражданин открыл вклад, например, на покупку квартиры.
В законопроекте три месяца срок, мы предлагаем увеличить его до 12 месяцев, потому что часто бывает, что обстоятельства заставляют гражданина держать деньги гораздо больший срок, чем три месяца.
Поправка №4:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, речь идет о распространении действия законопроекта, принятого в первом чтении, на все правоотношения, которые возникли с момента отзыва лицензии у банков до момента принятия, до вступления в силу этого закона.
Таким образом, мы придаем ему обратную силу. И даже те несущественно большие категории граждан, количество людей, которые попадают в эту категорию по этому закону, они могли бы получить защиту уже сейчас, а не после того, как будет... А не только те, кто вступит в эти правоотношения после вступления в силу этого закона. То есть мы этой поправкой придаём обратную силу, но не расширяем количество людей, которые могли бы получить вот эту защиту.
Что касается аргументов о том, что если мы увеличим количество людей, на которых распространяется закон, и это повлечёт увеличение процентов отчислений в фонд АСВ, в фонд страхования граждан, это не так. Дело в том, что поправка, которую мы отклонили, она имела разовое действие, то есть мы один раз выплачивали людям сумму до пяти млн руб., и дальше эта норма уже не действовала в той редакции, в которой мы предлагали.
Поэтому, на мой взгляд, наши предложения были сбалансированы, но почему-то ни Правительство, ни ЦБ по ним свою позицию так и не высказали. Спасибо.