Александр Романович о перспективах продления Договора СНВ-3
Александр Романович, 11 мая 2020
см. также ↓Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков 11 мая озвучил официальное предложение России Соединенным Штатам продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, известный больше как СНВ-3) на пять лет, отметив, что за пятилетие можно будет выработать новый механизм.
Полагаю, что это обоснованная и вполне реалистичная инициатива, основанная на трезвой оценке российской стороной фактической ситуации с этим договором.
Во-первых, мы учитываем, что вариант продления СНВ-3 заложен в нём самом и здесь ничего придумывать не надо. Заключать его заново не требуется: необходимо лишь решение руководителей обеих стран и тогда договор продлевается на следующие пять лет автоматически.
Отмечу также, что в документе содержится и весьма отрезвляющая прагматическая "точка невозврата", потому что, если он не пролонгируется, то в таком случае СНВ-3 прекращает свое действие целиком и по всем позициям, в нём оговоренным.
Во-вторых, СНВ-3 не предусматривает никаких изменений вовсе. Поэтому разговоры США, например, о подключении к нему Китая или прочих новациях, не имеют формального обоснования. Любые попытки ревизии ныне действующего документа означают не что иначе, как новый и уже совершенно другой договор.
Но это только легко сказать. На самом деле это огромная и трудоемкая работа, требующая немалого времени и усилий профессионалов. Достаточно сказать, что тот же СНВ-3, который сам по себе не так уж сложен по своему содержанию, готовился более трех лет.
Немаловажно и то, что этот труд был проделан более десятилетия назад и на сегодня, особенно с учетом низкого уровня отношений с США, практически невозможно собрать такие же сильные команды экспертов и переговорщиков с обеих сторон.
Наконец, надо понимать, что новый документ, даже если его решат готовить, будет намного сложнее СНВ-3. Ведь военные технологии стремительно развивались. Появились целые классы стратегических, причем, неядерных вооружений, среди которых дальнобойные высокоточные обычные вооружения, средства противоракетной обороны, кибероружие и в перспективе размещение космического оружия на околоземных орбитах.
Значит никуда не деться от выработки принципиально новых подходов в классификации и сравнительных оценках боевой мощи оружия и совершенно других методик контроля над вооружениями. Пока таких оценочных инструментов нет и в помине, а без них ставить вопрос о следующем Договоре об СНВ просто несерьезно.
Не зря говорят, от добра добра не ищут. СНВ-3 был подписан Россией и США в 2010 году и у него неплохой послужной список. Стороны дважды в год обменивались данными о состоянии состава стратегических ядерных вооружений. Были предоставлены более 15 тыс. таких уведомлений. На позициях ракетных войск, на базах подлодок и на аэродромах дальней авиации, на складах с боеголовками было проведено около 300 двухсторонних инспекций. Около 20-ти раз передавались характеристики модернизаций того или иного оружия.
Недавно Россия вновь продемонстрировала намерение сохранить контакты с США в стратегической сфере. Беспрецедентным шагом с нашей стороны стало рассекречивание для американцев наших топовых новинок вооружения: баллистической ракеты "Сармат" и гиперзвукового маневренного блока "Авангард".
Однако со стороны Вашингтона встречного движения не было. А даже наоборот ссылаясь на борьбу с COVID-19, там приняли решение прекратить инспекции в рамках СНВ-3. Пока до мая. Но учитывая, что стороны не ведут предметных дискуссий о пролонгации договора, возможно, и до 2027 года.
Наверное, в США надеются, что к тому времени их стратегические ядерные силы смогут обрести какие-то новые боевые качества. Нельзя исключать, что как раз поэтому американцы и "тянут резину" с договорённостями в расчете на внедрение новейшего вида оружия, не связывая себя какими-либо обязательствами.